joomla

Кандидатский минимум по Истории педагогики

ПРОГРАММА - МИНИМУМ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА по курсу «История и философия науки» «История педагогики»

Введение

Настоящая программа  составлена на основе исторического подхода и синтеза базовых знаний о развитии всех разветвлений педагогической науки – общей теории воспитания и образования, дошкольной педагогики, теории и методики профессионального образования, методик преподавания отдельных учебных предметов в различных типах образовательных учреждений, дефектологии (коррекционной педагогики), теории и методики физического воспитания, организации и методов социальной работы. Программа составлена действительным членом РАО д.пед.н. А.И.Пискунов и одобрена экспертными советами по педагогике и по истории Высшей аттестационной комиссии Минобразования России. 

Общие положения

История педагогики как наука о становлении и развитии теории и практики воспитания, образования и обучения. Ее место в истории мировой цивилизации. История педагогики как учебный предмет в высшей педагогической школе. Его значение в формировании профессиональной культуры будущего учителя. 

1. Зарождение педагогической мысли в условиях древнейших цивилизаций Востока и в Античном мире.

Воспитание в первобытном обществе. Зарождение воспитания на ранних ступенях развития человечества. Воспитание детей в семье. Обряд инициаций и подготовка к нему как зачаточная форма организованного воспитания.

Воспитание и обучение в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. Воспитание и школа в древнейших государствах Востока (Египет, государства Месопотамии, Иудея, Индия, Китай и др.). Домашнее воспитание и его традиции. Возникновение письменности и школы. Дворцовые и храмовые школы. Обучение ремеслам. Подготовка жрецов. Кастовое воспитание, различные типы светских и религиозных школ. Педагогические идеи в письменных памятниках Древнего Востока.

Воспитание и школа в античном мире. Воспитание в гомеровскую эпоху (IXVIII в. до н.э.). Условия и причины становления различных систем воспитания в древнегреческих полисах: воспитание в Афинах (семья, мусические и грамматические школы, гимнасии, эфебия), воспитание в Спарте (доминирующая роль военно-физического воспитания). Воспитание и обучение в Древнем Риме. Развитие и усложнение ремесленного обучения.

Зарождение философской мысли и место в ней вопросов человека и его воспитания (Демокрит, Сократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель и софисты в Древней Греции; Сенека, Цицерон, Квинтилиан в Древнем Риме). Идея гармонического сочетания умственного и физического развития человека. Отношение к детям с физическими недостатками. Христианство и его концепция идеала человека. 

2. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху европейского

 Средневековья.

Педагогическая мысль в эпоху становления европейской цивилизации. Влияние традиций античной культуры на развитие образования. Развитие христианских воззрений на человека и его воспитание.

Состояние школьного дела. Церковные и светские школы. Раскол христианства, его влияние на развитие образования, воспитания и педагогической мысли.

Схоластика и педагогическая мысль (Боэций, П. Абеляр, А Алкуин, Фома Аквинский и др.) Рыцарство и изменение взглядов на задачи физического воспитания.

Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения (XIVXVI вв.). Зарождение школ нового типа (Витторино да Фельтре, Гуарино Гуарини); цели воспитания как элемент социальных воззрений Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Рабле, Эразма Роттердамского, М. Монтеня и др. Гуманизм и новый взгляд на физическое воспитание и образование детей с физическими недостатками и отклонениями в умственном развитии. Первые опыты создания школ для глухонемых детей (П. Понсе, П. Бонне, Д. Бульвер и др.).

Педагогическая мысль и изменения в подходах к воспитанию и школьному делу в период Реформации (М. Лютер, Ф. Меланхтон, И. Штурм и др.)

Контрреформация и практика воспитания в иезуитских школах. Изменения отношения к детям с отклонениями от нормы в физическом и умственном развитии.

Школа и педагогическая мысль в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.). Крещение Киевской Руси, его влияние на воспитание и обучение детей и юношества. Мастера грамоты. Древнерусская школа «учения книжного». Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы и отражение в них вопросов физического воспитания. Отношение к людям с различными физическими и умственными недостатками.

Школа и педагогическая мысль в Московской Руси. Содержание и методы обучения в монастырских школах; рукописные азбуковники и первые печатные учебные книги Ивана Федорова; «Домострой» как свод взглядов на воспитание.

Развитие школы в русском централизованном государстве XVII в.: элементарное обучение и школа повышенного типа. Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в Московском государстве.

Педагогические взгляды Е. Славинецкого, С. Полоцкого, К. Истомина и их практическая деятельность по созданию новых учебных книг. Вопросы физического воспитания в их трудах. 

3. Школа и педагогика в новое время (до начала XX в.)

Становление педагогики как науки в странах Западной Европы (XVIIXVIII вв.).  Развитие школьного образования. Появление новых типов школ (гимназии в Германии, коллежи во Франции, грамматические школы в Англии).

Начало систематизации педагогического знания. Педагогические идеи В. Ратке. Педагогическая концепция Я.А. Коменского как составная часть его проекта переустройства общества. Отражение в ней вопросов физического развития человека.

Ступени возрастного развития человека в школьной системе по Я.А. Коменскому. Содержание воспитания и образования. Дидактические принципы, правила и методы обучения. Учет особенностей развития детей. Роль учителя.

Последующее развитие теории и практики воспитания в странах Западной Европы в XVII – XVIII вв. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Джона Локка. Содержание и методы воспитания и образования. Идея рабочих школ и ремесленного обучения.

Концепция естественного воспитания Ж.Ж. Руссо. Периодизация детства. Содержание воспитания и обучения ребенка на разных этапах возрастного развития. Забота о физическом развитии. Влияние педагогических идей Ж.Ж. Руссо на возникновение в последующем теории «свободного воспитания».

Проекты реформ народного образования в период французской революции конца XVIII в.  Пробуждение интереса к воспитанию аномальных детей.

Социально-педагогические идеи американских просветителей (Т. Джефферсон, Т. Пейн, Б. Франклин и др.).

Школа и педагогическая мысль в России XVIII в. Просветительские реформы начала XVIII в. Создание государственных школ. Открытие профессиональных школ. Деятельность Л.Ф. Магницкого и В.Н. Татищева как предпосылка становления методики профессионального образования.

Создание Петербургской Академии наук с университетом и гимназией. Возникновение закрытых дворянских учебных заведений в послепетровскую эпоху. Реформаторские идеи И.И. Бецкого. Организация воспитательных учреждений нового типа по его проектам. Новые подходы к физическому воспитанию детей дворянства.

М.В. Ломоносов и развитие просвещения в России. Открытие Московского университета с гимназией при нем.

Учреждение Петербургской комиссии народных училищ и деятельность Ф.И. Янковича. Школьный устав 1786 г. Открытие Петербургской учительской семинарии. Создание методических руководств и учебных книг для народных училищ.

Педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в. (до 90-х гг.). Развитие различных типов школ. Идеи и педагогическая деятельность педагогов-филантропистов (И.Б. Базедов, Х. Зальцман). Вопросы подготовки детей к практической деятельности как элемент общего образования.

Отражение в педагогике и школьной практике концепции неогуманизма (В. Гумбольт).

Влияние немецкой классической философии на развитие педагогической мысли в Европе. Педагогическое творчество И.Г. Песталоцци: идеи развивающего поэлементного начального обучения и нравственного воспитания; практическая педагогическая деятельность. Забота о воспитании умственно-отсталых детей.

Развитие Ф.В.А. Дистервегом теории развивающего и воспитывающего обучения. Требования к учителю.

Создание И.Ф. Гербартом основ научной педагогики. Идея многостороннего интереса. Структура процесса обучения. Содержание и средства нравственного воспитания детей.

Педагогические воззрения Г. Спенсера, их связь с идеей эволюции природы и общества. Основные виды человеческой деятельности и задачи воспитания. Утилитаризм взглядов Г. Спенсера на проблемы воспитания и подходы к обновлению профессионального образования.

Педагогическая мысль в США. Практическая направленность школьного образования. Идеи Х. Манна о постановке школьного дела и организация им подготовки учителей.

Вопросы воспитания и подготовки детей к трудовой деятельности в социальных учениях второй половины XIX в. (Р. Оуэн, Ш. Фурье, К.А. Сен-Симон, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).

Постепенное оформление дефектологии как отрасли педагогической науки на стыке собственно педагогики и медицины. Деятельность Э. Сегена. Последующее выделение в самостоятельные науки сурдопедагогики, олигофренопедагогики, логопедии, тифлопедагогики. Роль В. Гаюи и Л. Брайля в разработке вариантов рельефного шрифта для слепых и в дальнейшем развитии тифлопедагогики.

Педагогическая мысль в России (до 90-х гг. XIX в.). Развитие системы образования на основе устава учебных заведений 1804 г. Устав учебных заведений1828 г., усиление роли государства в организации школьного дела. Развитие общего и профессионального образования в 30-40-х гг. Педагогические институты при университетах.

Полемика славянофилов и западников по вопросам воспитания. Общественно-педагогическая мысль первой половины XIX в. (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, П.Г. Редкин и др.). Школьные реформы 60-х гг. Земская деятельность в области начального образования. Изменения в гимназическом обучении. Развитие женского образования. Школьные уставы 70-х гг. Распространение церковно-приходских школ. Деятельность С.А. Рачинского. Развитие педагогического образования.

Общественно-педагогическая мысль второй половины XIX в. о роли воспитания в формировании и развитии личности (Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, А.Н. Острогорский). Их отношение к физическому воспитанию.

Учение К.Д. Ушинского о единстве общечеловеческого и национального воспитания, его программа построения начальной школы на основе принципа народности воспитания. Труд как средство всестороннего развития ребенка. Подготовка к трудовой деятельности. Влияние К.Д. Ушинского на развитие методики обучения в народной школе (Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, и др.).

Индустриальное развитие России во второй половине XIX в. и усиление внимания к профессионально-техническому образованию. «Операционное» производственное обучение по Д.К. Советкину. Разработка «Общего нормального плана промышленного образования» по идеям И.А. Вышнеградского. «Основные положения о промышленных училищах» 1888г. как государственный документ, действовавший до 1917 г. Деятельность Е.Н. Андреева, С.А. Владимирского, П.И. Устинов в области профессионально-технического образования.

Мысли Л.Н. Толстого о воспитании. Открытие им школы крестьянских детей в Ясной Поляне.

Зарубежная педагогика и школа в конце XIX – начале XX вв. Основные направления развития педагогики и школы в Европе и Северной Америке. Реформаторская педагогика или «новое воспитание»; «свободное воспитание» (Э. Кей, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт); «трудовая школа» (Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель); педагогика прагматизма (Дж. Дьюи и его последователи); «экспериментальная педагогика» (В.А. Лай, З. Мейман и др.); педология (Э. Торндайк, С Холл, А. Бине) и ее влияние на развитие всех отраслей педагогики и школы.

Создание новых школ педагогами-реформаторами (С. Редди, У.Бегли, Г.Литц, Г. Шаррельман, М. Монтессори, О. Декроли, Г.Винекен и др.). Место в них физического воспитания и трудовой леятельности.

Школа и педагогика в России в конце XIX – начале XX вв. (до 1917г.). Общественная и частная инициатива в области начального, среднего и высшего образования. Проблемы специальной педагогики.

Открытие начальных училищ повышенного типа. Введение ручного труда в общеобразовательную школу. Проекты реформы средней школы (комиссии Н.П. Боголепова и П.С. Ванновского, план школьной реформы П.Н. Игнатьева). Съезды по профессиональному и техническому образованию.

Педагогическая мысль в России в конце XIX – начале XX вв.: «педагогическая антропология» как база теории физического воспитания (П.Ф. Лесгафт), «экспериментальная педагогика» (В.М. Бехтерев, А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский), «свободное воспитание» (К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов, С.Т. Шацкий). Синтез достижений русской педагогики XIX – начала XX вв. (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, Н.Х. Вессель и др.)

Дефектологическая деятельность Е.К. Грачевой и В.П. Кащенко.

Проблемы воспитания в трудах русских философов (В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев. Н.О. Лосский, С.Л. Франк). 

4. Школа и педагогика в новейшее время

 (с конца первой мировой войны до 90-х гг. XX в.).

Зарубежная школа и педагогика в новейшее время (с конца первой мировой войны до 90-х гг. XX в.). Изменения в организации воспитания и школьного образования в странах Западной Европы и США. Распространение нетрадиционных подходов к организации обучения и реализация их в школьной практике: метод проектов, Виннетка-план, Говард-план, Дальтон-план, «центры интересов», Йена-план и др.

Развитие школы и педагогики в России до конца Великой Отечественной войны (1918-1945 гг.). Создание государственного комитета по народному образованию в период февральской революции 1917 года. Октябрьский переворот 1917 г. Отражение поисков мировой педагогической мысли и школьной политики Советского государства в «Положении о единой трудовой школе РСФСР» и в «Основных принципах единой трудовой школы». Организация Наркомпроса РСФСР и реализация государственной школьной политики в начальный период его деятельности (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, Н.П. Лепешинский и др.).

Создание школ различного типа. Приоритетное внимание к практическим проблемам профессионально-технического образования. Программы ГУСа. Поиски новых организационных форм и методов обучения: обучение на основе комплексов, бригадно-лабораторный метод, метод проектов, связь обучения с трудом.

Общеобразовательная школа в 30-е годы. Унификация ее структуры. Введение новых учебных планов, программ и стабильных учебников. Упорядочение организации и методов школьного обучения.

Внеучебная деятельность учащихся. Ученическое самоуправление. Детские и юношеские организации в общеобразовательной школе.

Разработка педагогами 20-30-х гг. проблем цели, содержания, организации и методов школьного воспитания и образования (П.П. Блонский, А.Н. Пинкевич, М.М. Пистрак и др.).

Особое внимание к проблемам дефектологии и специальных школ. Деятельность Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, И.И. Данюшевского, Ф.А. и Ф.Ф. Рау, И.А. Соколянского.

Теоретическая и практическая деятельность С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко.

Педагогическая мысль русской эмиграции (В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, С.И. Гессен).

Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны. Основные изменения в организации и содержании учебно-воспитательной работы. Участие школьников в общественно-полезном и производительном труде. Педагогическая теория в годы войны. Создание Академии Педагогических наук РСФСР и разработка в ее учреждениях вопросов дефектологии, дошкольной педагогики, профессионально-технического образования.

Школа и педагогика за рубежом после второй мировой войны. Изменения в работе школ ведущих стран Западной Европы и США. Поиски новых образовательных средств: программированное обучение, компьютеризация обучения. Разработка стандартов образования. Дискуссии о возможности обучения некоторых категорий аномальных детей в массовой школе. Опыт такой работы.

Школа и педагогика в России после Великой Отечественной войны. Развитие общеобразовательной школы в конце 40-х – 50-х годах. «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 г.). Организация производственного обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательной школе в конце 50-х – 60-х годах. Переход ко всеобщему среднему образованию во второй половине 60-х – начале 70-х годов.

Развитие педагогической науки. Расширение сферы деятельности Академии педагогических наук. Усиление с начала 60-х годов внимания к разработке теоретических проблем школьного воспитания и обучения. Исследование взаимосвязи обучения и развития, сущности процессов обучения, путей совершенствования структуры урока, активизации методов обучения, взаимосвязи репродуктивной и творческой познавательной деятельности. Проблема программированного обучения. Теория и практика проблемного обучения. Проблемы политехнического и профессионально-технического образования. Продолжение активной работы в сфере коррекционной педагогики (И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков, А.И. Дьячков и др.).

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1996г.)

Появление новых типов школ.

Поиски путей гуманизации воспитания и гуманитаризации образования. 

Рекомендуемая литература: 

Воспитание в первобытном обществе. Школа, воспитание и педагогическая мысль в древнем мире.

Демокрит. Этика. Педагогика // Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. – М.: Огиз, 1937. – С.209-236.

Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М.: АПН РСФСР, 1963. – 510с.

Педагогические воззрения Платона и Аристотеля. – Пг.: Школа и жизнь, 1916. – 103с.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. – М.: Наука, Т.1, 1961. – 500с.

Тейлор Э.Б. Первобытная культура. /Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1969. ‑ 572с.

Цветаев И.В. Из жизни высших школ Римской империи. 2 изд. – М.: Кушнерев, 1902. – 127 с.

Цицерон М.Т. Об обязанностях // Цицерон М.Т. О старости, о дружбе, об обязанностях. – М.: Наука, 1974. – С.58-158. 

Воспитание и педагогическая мысль в эпоху средневековья.

Монтень М. О воспитании детей //Опыты: В 3-х книгах. Книги первая и вторая. – М.: Наука, 1979. Кн.1-2, – 703с.; кн. 3. – 535с.

Мор Томас Утопия / Пер. с лат. – М.: АН СССР, 1953. – 294 с.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. – М.: Педагогика. 234с.

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. – М.: Худ. литература, 1961. – 726с.

Струминский В.Я. Педагогика Киевской Руси как предмет исторического изучения //Ученые записки НИИ школ Наркомпроса РСФСР. Т.3. Вып. 1, 1940. ‑ С.79‑119.

Сперанский К. Очерки по истории народной школы в Западной Европе. – М., 1896. – 454 с.

Суворов Н.С. Средневековые университеты. – М., 1898. – 245с.

Эразм Роттердамский. Похвала глупости. – М.: Худ. литература, 1983. ‑ 239с.

Школа и педагогика в новое время

Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVIII и  XIX вв.). – СПб.: Изд. Богданова, 1912. – 346с.

Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. – М.Педагогика, 1982. ‑ 287с.

Бине А. Современные идеи о детях. / Пер.с франц. – М.: Кушнерев, 1910. ‑ 216с.

Бэн А. Воспитание как предмет науки. / Пер. с англ. – СПб.: Риклер, 1879. ‑ 383с.

Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.: АПН РСФСР, 1953. ‑ 412 с.

Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика. 1987. – 400с.

Вентцель К.Н. Дом свободного ребенка (Как создать свободную школу). Изд.3. – М.: Земля и фабрика, 1923. – 59с.

Вильман О. Дидактика как теория образования. / Пер. с нем. Т.1-2. –М.: Тихомиров, 1908. Т.1. – 470с. – Т.2. 678с.

Винекен Г. Круг свободной немецкой общины. / Пер. с нем. – М.: Работник просвещения, 1922. – 52с.

Гегель Г.В.Ф. Речи директора гимназии. О преподавании философии в гимназиях // Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2-х т. – Т.1. – М.: Мысль, 1970. ‑ С 395‑416, 563-574.

Гельвеций К.А. О человеке // Сочинения: В 2-х т. – Т.2. – М.: Мысль, 1974. ‑ С.5-568.

Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. – Т.1. – М.: Учпедгиз, 1940. – 290с.

Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России 2-ой половины XIX в. – 2. изд. – М.: Учпедгиз, 1954. – 304с.

Герцен А.И. Огарев Н.П. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1990, ‑ 368с.

Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. Исторический очерк. – М.: Педагогика, 1972. – 319с.

Демолен Э. Новое воспитание. Школа де Рош. / Пер. с франц. – М.: Книжное дело, 1900. – 231с.

Дидро Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке» // Соч.: В 2-х т. – Т.2. – М.: Мысль, 1991. – С.342-506.

Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1956. ‑ 374с.

Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1986. – 348с.

Дьюи Дж. Школа и общество. / Пер. с англ. – М.: Работник просвещения, 1925. ‑ 127с.

Дьюи Дж. Школа и ребенок. / Пер. с англ. – М.-Пг.: Госиздат, 1923. – 60с.

Дьюи Д. и Дьюи Э. Школа будущего. – М.: Гос изд-во РСФСР, Берлин, 1922. ‑ 179с.

Дьюи Д. Демократия и образование. – М.: «Педагогика-Пресс», 2000. – 384с.

Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории: Религия в пределах только разума. Часть первая. IV; О педагогике // Кант И. Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980. – С.43-59, 110-124, 445-504.

Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1982. ‑ 704с. 

Каптерев П.Ф. Музыченко А.Ф. Современные педагогические течения. – М.: Польза, 1913. –220с.

Кершенштейнер Г. Избранные сочинения. / Пер. с нем. – М.: Тихомиров,1915. ‑ 322с.

Клапаред Э. Психология ребенкаи экспериментальная педагогика. / Пер. с франц. – СПб.: Богданова, 1911. – 168с.

Ковалевский Е. Народное образование в Соединенных штатах Северной Америки. – Спб., 1895. – 592 с.

Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. –М.: Педагогика, 1982. –Т.1. – 656 с. – Т.2. – 576 с.

Компейре Г. Умственное и нравственное развитие ребенка. /Пер. с франц. – М.: Сабашниковы, 1912. – 448с.

Красновский А.А. Ян Амос Коменский. – М.: Учпедгиз, 1953. –324с.

Кривенко С.Н. Физический труд как необходимый элемент образования. 2 изд. ‑ СПб, 1887. –300с.

Лай В.А. Экспериментальная дидактика. / Пер. с нем. – СПб.: Сытин, 1914. ‑ 510с.

Лай В.А. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры. – Пг.: Школа и жизнь, 1920. –158с.

Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1988. ‑ 398с.

Локк Д. О воспитании // Соч. – Т.3. – М.: Мысль, 1988. – С 407-608.

Мейман Э. Очерк экспериментальной педагогики. Изд. 2. / Пер. с нем. – М.: Мир, 1922. –237 с.

Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика. – В 2-х т. 1978. – Т.1. – 544с.

Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемой к детскому воспитанию в домах ребенка. / Пер. с итал. Изд.4. – М.: Задруга, 1920. – 211с.

Наторп П. Философия как основа педагогики. / Пер. с нем. – СПб.: Клочков, 1910. – 1910с.

Наторп П. Песталоцци. Его жизнь и идеи. 3 изд. – Пг.: Школа и жизнь, 1920. ‑ 163 с.

Нечаев А.П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. Изд.3. – Пг.: 1917. – 284с.

Нечаев Н.Б. Горнозаводские школы Урала. – М.: Трудрезервиздат, 1956. – 207с.

Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1959. ‑ 256с.

Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1985. – 352с.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР от древнейших времен до конца XVII в. – М.: Педагогика, 1989. – 479с.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII – 1-ая половина XIX в. – М.: Педагогика, 1973. – 605 с.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 2-ая половина XIX в. – М.: Педагогика, 1976. – 600 с.

Парижская коммуна в борьбе за демократизацию школы. Составитель и автор статьи С.А. Фрумов. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 263с.

Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1984. ‑ 367 с.

Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. – В 2-х т. – М.: Педагогика, 1981. – Т.1. – 334 с. – Т.2. – 416с.

Педагогические идеи Великой французской революции. Речи и доклады. – М.: Работник просвещения, 1926. – 283 с.

Педагогические идеи Роберта Оуэна. Избранные отрывки из сочинений Р Оуэна. – М.: Учпедгиз, 1940. – 264с.

Паркхерст Е. Воспитание и обучение по Дальтоновскому плану. /Пер. с англ. 2 изд. – М.: Новая Москва, 1925. – 247 с.

Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1985. – ‑ 496 с.

Ришар Г. Экспериментальная педагогика. /Пер. с франц. – М.: Сабашниковы, 1913. – 266с.

Рождественский С.В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в конце XVIIIXIX в. – Т.1. – М.: тип. Александрова, 1912. –680 с.

Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М.: Педагогика, 1990. – 620 с.

Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1981.  ‑ Т. 1. – 656 с. – Т.2. –336 с.

Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное, физическое. /Пер с англ. Изд.2. – СПб: Губинский, 1906. – 230 с.

Сперанский Н.В. Борьба за школу. Из прошлого и настоящего на Западе и в России. – М.: Сабашниковы, 1910. – 239 с.

Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – 542 с.

Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. / Пер. с англ. Изд.3. – М.: Работник просвещения, 1930. – 240 с.

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1974. – Т.1. – 584 с. – Т.2. – 440 с.

Фрумов С.А. Французская школа и борьба за ее демократизацию. 1850-1870. ‑ М.: АПН РСФСР, 1960. – 584с.

Фортунатов А.А. Теория трудовой школы в ее историческом развитии. От Томаса Мора до Карла Маркса. Часть 1. – М.: Мир, 1925. – 374с.

Фурье Ш. О воспитании при строе гармонии. / Пер. с франц. – М.: Учпедгиз, 1939. – 144 с.

Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1983. – 335 с. 

Школа и педагогика в новейшее время.

Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2‑х т. – М.: Педагогика, 1979. – Т.1. –304 с. – Т.2. – 399с.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Пер. с англ. /Общая ред. и вступит. сл. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с. 

Брунер Дж. Процесс обучения. / Пер. с англ. О,К. Тихомирова/ Под ред. А.Р. Лурия. – М.: АПН РСФСР, 1962. – 84 с.

Гергет А., Готалов-Готлиб А. Современные педагогические течения. – Херсон: Госиздат Украины, 1925. – 250 с.

Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. – М.: Педагогика, 1987. – 263с.

Давыдов В.В. Развивающее обучение. – М., 1996. – 240 с.

Выготский Л.С. Педология подростка. Избранные главы //Собр. соч.: В 6-ти т. – Т.4 – М.: Педагогика, 1984. – 242 с.

Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990. ‑ 420с.

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. ‑ М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993. –223 с.

Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. /Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.

Каунтс Л. Теория воспитания в Америке. / Пер. с англ. –М.-Л.: Учпедгиз, 1931. – 96с.

Килпатрик В.Х. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации. / Пер. с англ. – М.: Работник просвещения, 1930. – 88 с.

Королев Ф.Ф. Очерки по истрии советской школы и педагогики. 1917-1920. ‑ М.:АПН РСФСР, 1958. – 551с.

Королев Ф.Ф. Корнейчик Т.Д. Равкин З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921-1931. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 508с.

Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1965. –695с.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики. /Пер. с польского. – М.: Высшая школа, 1986. – 367 с.

Куразов И.Ф. Методология педагогики. – 2-е изд., перераб. – Л.: Гос. Изд-во, тип. Печатный двор в Лгр., 1930. – 160 с. 

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М: Педагогика, 1981. – 185с.

Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. – В 2-х т. – М.: Педагогика, 1978. – Т.1. –397 с. – Т.2. – 320 с.

Малькова З.А. Современная школа США. – М.: Педагогика, 1971, – 367с.

Манжос Б. Основы советской дидактики. – Ч.1.–Аналитика педагогического процесса. – М.: Работник просвещения, 1930. – 332 с.

Оконь В. Введение в общую дидактику. /Пер. с польского. – М.: Педагогика, 1990. – 256с.

Осовский Е.Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР. 1917-1940. – М.: Высшая школа, 1980. – 287с.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961-1986. ‑ М.: Педагогика, 1987. – 414с.

Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1984. – 95с.

Стоунс Р. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. /Пер. с англ. Научн. ред., предисл. и коммент. Н.Ф. Талызиной. – М.: Педагогика, 1984. – 471с.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. – М.: Педагогика, 1979. – Т.1. – 355с. – Т.2. – 383 с. – Т.3. ‑ 639с.

Уошборн К. Новые школы Западной Европы. / Пер. с англ. – М.: Посредник, 1928. – 85с.

Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с. 

Работы общего характера. Учебные пособия.

Антология педагогической мысли древней Руси и Русского государства XIV ‑ XVII вв. – М.: Педагогика, 1985. – 366 с.

Антология педагогической мысли России XVIII в. – М.: Педагогика, 1985. ‑ 479 с.

Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. – М.: Педагогика, 1987. – 559с.

Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. – М.: Педагогика, 1990. – 605 с.

Басова А.Г. Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. – М.: «Просвещение», 1984. ‑ 295с.

Блонский П.П. Курс педагогики / введение в воспитание ребенка / Пособие для высших учебных заведений и учительских институтов. –  М.: Задруга, 1916. – 286 с.

Блонский П.П. Основы педагогики. – М.: Работник просвещения, 1925. – 209 с.

Блонский П.П. Педология.  Учебник для высших педагогических учебных заведений. Допущен Наркомпросом РСФСР. – М.: Гос. учеб. педаг. изд., 1934. ‑ 344с.

Выготский Л.С. Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка. /Собрание сочинений. – Т.5. – М.: «Педагогика», 1984. – С.166-173.

Ганелин Ш.И., Голант Е.Я. История педагогики. – М.: Учпедгиз, – 407 с.

Дьячков А.И., Боброва А.Д. Хрестоматия по истории воспитания и обучения глухонемых детей в России. – М., 1964.

Замский Х.С. История олигофренопедагогки. – М.: «Просвещение», 1974. ‑ 392с.

История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия. / Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Академия, 2000. – 520с.

История зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия / Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Академия, 2000. – 436 с.

История педагогики и образования. – 2-е изд. / Под общ. ред. А.И.Пискунова. – М.: Сфера, 2001. – 512 с.

История среднего профессионального образования в России – М.: Новь 2000. ‑ 703с.

История физической культуры. – М.: «Физкультура и спорт», 1964. ‑ 384 с.

Каптерев П.Ф. История русской педагогики. Изд.2. – Пг.: Земля. – 746 с.

Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. – СПб., 1900. – 499 с.

Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом / ч.1. Западная Европа. – М., 1996. – 179 с.

Милюков П. Очерки по истории русской культуры. – Ч.1-2. – 5-е изд. – СПб., 1904. – 293 с., 402с.

Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – Ч.1.-2. – СПб.: Мартынов, 1892-1899. – Ч.1. – 461 с. – Ч.2. ‑ IV ‑ 605 с.

Медынский Е.Н. История педагогики. Изд. 3. – Т.1-2. – М.-Л.: Работник просвещения, 1930. – Т.1. – 285 с. – Т.2. – 440 с.

Медынский Е.Н. История педагогики. Учебник для пединститутов. – М.: Учпедгиз, 1947. – 580.

Монро П. История педагогики. Изд. 4 / Пер. с англ. – Ч 1.-2. – М.-Пг.: Гиз, 1923. – Ч.1. – 286. с. – Ч.2. – VI. – 342с.

Педагогика школы. Учебное пособие для студентов пединститутов / Под ред. проф. И.Т. Огородникова. – М.: Просвещение, 1978. – 320 с.

Педагогика школы. Учебное пособие для студентов пединститутов / Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1977. – 382с.

Педагогика: Учебное пособие для студентов пединститутов / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 479с.

Педагогика. В. 2-х частях. Учебное пособие для студентов. – М., 1994.

Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов. – М., 1996.

Пинкевич А.П. Педагогика. Учебное пособие. В 2-х т. Изд.5. – М.: Работник просвещения, 1930. – 257с.

Пинкевич А.П. Педагогика. Учебное пособие. В 2-х т. Изд.5. – М.: Работник просвещения. – Т.1. – 1929. – Т.2. – 1929. – 261 с.

Пинкевич. А.П. Краткий очерк истории педагогики. Изд. 2. – Харьков: Пролетарий, 1930. – 347с.

Пистрак М.М. Педагогика. Учебник для пединститутов. – М.: Учпедгиз, 1934. ‑ 468с.

Рубинштейн М.М. История педагогики в ее основных чертах. Изд.2.– Иркутск, 1922. – 304с.

Хрестоматия по истории педагогики. Составитель И.Ф. Свадковский. – Т.!. Изд.3. – М.: Учпедгиз, 1940. – 687 с.

Хрестоматия по истории педагогики. Сост. Г.П. Вайсберг и др. – Т.2. – Ч .1. – М.: Учпедгиз, 1940. – 687с.

Хрестоматия по истории педагогики. Сост. А.П. Пинкевич. – Т.3. – М.: Учпедгиз, 1934. – 589 с.

Хрестоматия по истории педагогики.Сост.Н.А. Желваков. – Т.4. Изд.2. – М.: Учпедгиз, 1938. – 551с.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. и автор вводных очерков А.И.Пискунов. Изд. 2. – М.: Просвещение, 1981. – 528с.

Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. Сост и автор вводных очерков С.Ф. Егоров. – Изд.2. – М.: Просвещение, 1986. – 432с.

Хрестоматия по истории тифлопедагогики / Сост. В.А. Феоктистова. – М.: «Просвещение», 1987. – 191 с.

Циглер Т. История педагогики / Пер с нем. – Пг.-М.: Сотрудник, 1911. – VIII. ‑ 504 с.

Шмидт К. История педагогики. Изд. 3./ Пер. с нем. – Т. 1-4. – М.: Солдатенков, 1877-1888. – Т.1. – 1877. – XVI – 500 с. – Т.2. – 1879. – XVI. 464 с. – Т.3. –1888. – XII. – 760 с. – Т.4. – Ч.1. –1880. – XX. – 596 с. Ч.2. – 1881 – XII. – 519с.

Кандидатский минимум по Истории политических учений

ПРОГРАММА - МИНИМУМ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА по курсу «История и философия науки»  «История политических учений»

 

Введение

В основу настоящей программы положены следующие разделы политической науки: история политических учений, история и методология политической науки, теория политики.

Программа разработана философским факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова и Институтом философии РАН  и одобрена экспертным советом Высшей аттестационной комиссии по политическим наукам. 

1. Предмет и метод истории политической мысли и политической науки.

Предмет истории политической мысли и науки, его изменение вместе с обособлением политики как специфического типа общественной практики. Западная и Восточная традиция в истолковании предмета истории политической мысли. Проблемы периодизации истории политической мысли и политической науки; формационный, культурологический, линеарный и релятивистский подходы к периодизации.

Проблемы метода в научной истории политической мысли и политической науки. «Описательная история» и «конструктивистская история» политической мысли и науки; «биография идей» и «инвентаризация проблем» как альтернативные методы исторического описания. Моножисциплинарный и полидисциплинарный подходы к истории политической мысли и политической науки. 

2.  Политическая мысль Древнего Востока.

Специфика древневосточной картины мира в философско-политическом измерении. Статус идеи общественного закона, порядка и власти в истории древневосточной политической мысли: даосизме, конфуцианстве, китайском буддизме, индийских «Ведах» и Упанишадах. Древневосточная антропология применительно к практикам «человека политического». Восточный идеал человека как правителя и подданного. Политическая этика в рамках восточной традиции; ее развитие в рамках индо-буддистского и конфуцианско-буддистского мировоззренческих синтезов.  

3.  Политическая мысль Античности.

Специфика античной картины мира в философско-политическом измерении. Политические идеи философов-досократиков. Мировоззренческий переворот античного Просвещения в сфере политики. Политический рационализм и политическая этика софистов. Политическая теория Платона. Теория власти, политическая антропология и этика Платона.

Политическое учение Аристотеля. Предвосхищение идей «массового общества», среднего класса, политического центризма в политической теории Аристотеля. Политическая антропология и этика Аристотеля.

Политическая мысль Древнего Рима. Идея цикличности политического развития у Полития. Политические идеи Цицерона. Государство и право, собственность и республика в политической концепции Цицерона. Сочетание монархического, аристократического и демократического начал в идеальной республике Цицерона. 

4. Политическая мысль европейского средневековья.

Значение христианского переворота в смене политической картины мира в Европе. Христианский тип личности и его отношение к политике. Дуализм «града Божьего» и «града земного» в концепции Августина как парадигма христианской политической мысли.

Общая характеристика раннекатолической картины мира в политическом измерении. Средневековый теократический идеал и его влияние на развитие политической мысли. Политические идеи Фомы Аквинского. Принцип верховенства религиозной власти над светской. политическая этика томизма и его политический идеал. Значение борьбы номинализма и реализма в развитии политической мысли европейского средневековья.

Философы-номиналисты как оппозиция папской теократии. Уильям Оккам и его номиналистическая политическая теория. Принцип разделения политической и духовной (религиозной) власти у У. Оккама. Илея автономии политики, эвристический и технологический (технология власти) потенциал этой идеи.

Политический идеал самоуправляемого города-коммуны как предтеча политической идеологии европейского республиканизма. 

5. Политическая мысль восточного средневековья.

Исламский мировоззренческий синтез и политические идеи основателей ислама. Мусульманская «умма» и ее политические проекции. Суфизм и его аскетическая политическая этика. Отношение к собственности и государству. Исламский теократический идеал: воссоединение религиозной и политической власти.

Средневековая политическая мысль Индии.

Средневековая политическая мысль Китая.

Средневековая политическая мысль Арабского Востока.

Средневековая политическая мысль Средней Азии.

Политические идеи Чингиз-хана и идеологов монгольской империи. 

6. Политическая мысль Византии и стран восточно-христианского культурного круга.

Решение проблемы взаимоотношения духовно-религиозной и политической власти в доктрине «симфонии властей» византийского императора Юстиниана. Теократические идеи патриарха Фотия. Судьбы византийского теократического идеала. Антиномия «империи и пустыни» (Г. Флоровский).

Средневековая политическая мысль Болгарии.

Средневековая политическая мысль Сербии. 

7. Политическая мысль средневековой Руси.

Учение митрополита Киевского Иллариона и соотношении закона и благодати. Православная политическая антропология и этика в учении Иллариона («Слово о законе и благодати») и Нестора («Повесть временных лет»). Проблемы власти, государства и права в «Поучении» Владимира Мономаха.

Политические идеи Даниила Заточника: пролегомены абсолютизма.

Идейно-политическое содержание полемики нестяжателей и иосифлян.

Политическая концепция Филофея. Формула «Москва-третий Рим». Идея последнего православного царства как архетип русского политического сознания. Политические идеи Ивана Грозного: миссия православного царя. Политические новации опричнины: «идеальное государство» Грозного в сравнении с идеальным государством Платона. 

8. Политическая мысль эпохи Возрождения и Реформации.

Николо Макиавелли: переворот в политической мысли, связанный с разделением политики и этики; от понятия справедливой власти к понятию эффективной власти. Феномен «нового государства» и «нового человека», не связанного традицией и моралью.

Политические открытия Реформации. Возрождение политического номинализма на основе Реформации: «Молчание Бога», ведущее к «молчанию истории», а от нее — к суверенитету индивида, самоопределяющегося на свой страх и риск в политике и в экономике. Политическая антропология и этика протестантизма как основа новых политических практик.

Политическая утопия как идейно-политический феномен эпохи Возрождения и Реформации. Утопическая ментальность и ее социокультурные основания. Двойственность политического утопизма: «тоталитарная» утопия Т. Компанеллы и «эпикурейская» утопия Ф. Рабле. Значение этих утопий как прецедента в последующем развитии политического утопизма. 

9. Обретения политической мысли XVII в.

Политические идеи Гуго Гроция. Теория естественного права и общественного договора. Гражданское общество и государство как основная дихотомия европейской политической жизни. Европейский индивидуализм как политический феномен.

Политическая теория Т. Гоббса. Политическая парадигма Гоббса: естественное состояние как война всех против всех и миссия государства как источника цивилизационного правопорядка.

Политическая теория Д. Локка. Принцип разделения власти. Естественное состояние как состояние спонтанной самоорганизации граждан и необходимость ограничения государственного деспотизма. Конкуренция парадигм Гоббса и Локка как источник развития политической мысли. 

10. Политическая мысль эпохи Просвещения

Итальянское Просвещение. Джамбаттиста Вико и его теория трех стадий (эпох) в развитии общества. Государство как продукт «героической эпохи». Человеческая эпоха в политическом измерении; демократия и «природа человека». Оптимизм и пессимизм политической теории Вико.

Французское просвещение. Новации политической теории Ш. Монтескье. Географический и социокультурный детерминизм в теории Монтескье. Дальнейшее развитие теории разделения власти. Типология политических режимов и форм правления. Политическая антропология Монтескье.

Общественно-политическая теория Ж.-Ж. Руссо. Апологетика естественного состояния как основание руссоистской утопии. Вклад Руссо в развитие теории общественного договора и в просвещенческую теорию воспитания личности.

Американское Просвещение. Отношение общества и государства в концепции Т. Пейна. Права человека и политический суверенитет народа.

Развитие идеи демократического суверенитета народа в концепции Т. Джефферсона. Республиканский идеал Джефферсона и проблемы соотношения прямой и представительной демократии.

Федералистские идеи А. Гамильтона. Антиномия эффективности и легитимности власти в политической теории А. Гамильтона. 

11. Немецкая классическая философия как источник политологических идей

Иммануил Кант. Коррекция концепции «естественного человека» просветителей посредством понятия трансцендентального субъекта. Эмпирический и трансцендентальный субъекты как отправная точка теории гражданского общества: сравнительный анализ. Кантианская идеи всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. Политический суверенитет личности и право «публично пользоваться собственным разумом».

Идея суверенитета народа у Канта. Этическое учение Канта: противопоставление трансцендентального субъекта эмпирической моральной чувственности. Идея «права всемирного гражданства» как предпосылка международного гражданского взаимопонимания и шаг к «вечному миру».

Обоснование абсолютной суверенности творческого субъекта у И.Г. Фихте применительно к политическим практикам. Взаимоотношение суверенитета личности и политического суверенитета народа. Право народа на преобразование общественного строя в соответствии с новым политическим идеалом.

Учение Гегеля о гражданском обществе, взаимоотношениях гражданского общества и государства в «Философии права». Диалектика раба и господина в истории. Идея облеченного миссией всемирно-исторического субъекта как основа гегемонистского принципа во внутренней и мировой политике. Гегелевская философия истории и идеи «конца истории». 

12. XIX век в Европе — эпоха формирования основных политических идеологий нашего времени.

Либерализм как политическая идеология, его социальная база, идейные и социокультурные источники. Английская политическая экономия как первоисточник «экономического либерализма». «Моральная арифметика» И. Бентама как обоснование индивидуалистической рассудительности.

Идея автономии гражданского общества и свободного соревнования индивидов в усоловиях «минимального государства». Принцип «ограниченного законодателя» Б.А. Констана и свобода частной жизни.

Учение о демократии А. де Токвиля и зарождение либерального «американоцентризма» в Европе.

Либерализм в России. Политическая теория К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина. Русская юридическая школа и ее вклад в развитие либеральных идей. Российский конституционализм и идея правового государства: концепции М.М. Ковалевского, С.А. Муромцева, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, П.А. Милюкова.

«Либеральная волна» в России 90-х гг. XX века. Теоретические и идейно-политические источники новейшего российского либерализма, его социальная база, экономические, политические и социокультурные мотивации. «Экономический человек» как конструкция новейшего либерализма. 

13. Консерватизм как политическая идеология.

Реакция на вызов французской революции как источник консервативного идеологического взрыва. Э. Бёрк как родоначальник европейского консерватизма нового времени. Ж. де Местр, Л. де Бональд, Ф. де Шатобриан как деятели консервативной волны первой половины XIX века.

«Антропологический пессимизм» консерваторов против антропологического оптимизма либералов, уповающих на «природу человека». Мораль, обычай и государство как воплощение «удерживающей силы». Принцип иерархии против «демократии равенства»; принцип авторитета против «демократии свободы». консервативные предшественники современной критики «массового общества».

Консерватизм в России. «Тройственная формула» графа С.С. Уварова как кредо российского консерватизма. Идея «народной монархии»: от А.С. Хомякова до Ю. Тихомирова и И. Солоневича. презумпция ортодоксальной укорененности народа и западнического уклонизма «образованного слоя» в русской консервативной идеологии.

Славянофильство и почвенничество как этапы национально-консервативной идеи (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов).

Критика Ф.М. Достоевским «нового человека» нигилистического типа. Антитоталитарные пророчестваДостоевского как вклад в современную политическую философию.

Проблема соотношения малой народной и великой письменной (цивилизационной) традиций у К.Н. Леонтьева. Модель К.Н. Леонтьева: развитие не через вестернизацию, а через реинтерпретацию собственной цивилизационной традиции. Оценка современных возможностей такой модели в России и в других странах незападного мира.

Проблема взаимоотношения культуры и цивилизации, плюрализма и диалога культур в консервативной концепции Н.Я. Данилевского.

«Неоконсервативная волна» последней четверти XX в. Составляющие неоконсерватизма: «новые экономисты» и «новые правые». Парадокс неоконсерватизма: стабилизация общества не через возврат к традициям, а через реставрацию рыночной модели «чистого капитализма», освобожденного от социал-демократических примесей. Социальные и политические последствия неоконсервативного демонтажа социального государства и сопутствующих ему идейных и культурных образований. Попытка реализации неоконсервативной модели «чистого рыночного общества» в современной России. 

14. Идеология социализма, марксизма, социал-демократии

Французский утопический социализм как реакция слева на социальные издержки первичной капиталистической модернизации в Западной Европе первой трети XIX в. Идеи «демократии равенства» в трудах Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Утопия преодоления капиталистического разделения труда в социального неравенства, ее теоретический статус и идейный потенциал.

Социально-политическая концепция К. Маркса. Двойственность марксистской доктрины: рационалистическая «логика прогресса» в сочетании с пролетарским мессианством в революционной апокалиптикой. Марксистское учение о передовом классе и авангардной партии как основа новых политических технологий коммунизма. Статус политики в системе базисно-надстроечного детерминизма.

Социал-демократическая критика марксистской апокалиптики К. Каутским и Э. Бернштейном: идея возможности преобразований по «сю сторону» капиталистической действительности. Большое социальное государство как классовый арбитр и социальный стабилизатор.

Современная социал-демократическая идеология: общая характеристика. 

15. Смена картины мира как мировоззренческая предпосылка «постметафизического» этапа в развитии политической мысли

Демонтаж концептов, препятствующих научному видению политики:

— концепта базисно-надстороечного детерминизма, препятствующего видению политики как самостоятельной сферы со своими специфическими законами;

— концепта линейной истории, имеющей предопределенный финал (окончательную победу передового класса и его партии), исключающей видение политики как демократической «игры» с заранее непредопределенным исходом:

— демонтаж представлений об обществе как единой органической целостности и об общественных группах как монолитных блоках, связанных единством целей, ценностей, интересов.

Источники указанного мировоззренческо-методологического переворота: философско-теоретические и идеологические.

Критика «метафизики» Р. Карнапом, «историцизма» — К. Поппером, линейно-детерминистских подходов — Л. Витгенштейном. Критика единых коллективных сущностей с позиций социологического номинализма в рамках англо-американской традиции эмпиризма, утилитаризма и прагматизма.

«Сущность бихевиориального переворота» в политологии. «Бихевириальный переворот» как основание доминирования англо-американской политологической школы над континентально-европейской.

Влияние либеральной идеологии на эмпирическо-номиналистский переворот в политологии. Соотношение либерального индивидуализма и «методологического индивидуализма» теории рационального выбора.

Влияние либеральной модели «рыночного общества», утилитаризма и экономикоцентризма на современные теории политического процесса как обмена между партиями-продавцами политического товара и избирателями-«покупателями».

Принцип отделения ценностей от интересов как предпосылка «рационализации» политического поведения и возможности «культуры консенсуса».

Либерально-бихевиористская теория политической стабилизации общества и ее роль в современных политических практиках «управляемой демократии». 

16. Противоречие между либеральным и республиканским идеологическими принципами и их отражение в эволюции современной политической науки.

Различие либерального идеала личности, решающей проблемы своего самоутверждения вне сферы государства и политики, и республиканского идеала политически ангажированной личности, «культура участия» которой питает демократию. Номиналистическая картина общества как сумма самодостаточных индивидов и картина ассоциированного гражданского общества, связанного узами солидарности: сравнительный теоретико-методологический анализ.

Коррекция методологического индивидуализма «англо-американской школы» солидаристской теорией Э. Дюркгейма и его школы. Экспликация солидаристского подхода на языке политологии.

«Рациональность по ценности» М. Вебера и попытки реинтеграции социокультурной и ценностной составляющей в политическую теорию общества.

Возможность преодоления крайностей социологического номинализма и бихевиоризма на основе понимающей социологии М. Вебера и феноменологической социологии А. Шютца и последователей.

П. Бурдье: «культурная экономия» против крайностей политической экономии. Понятие символического капитала, символической власти, символического насилия и символической репрессии. Символический человек гражданского полиса против бихевириального человека «политического рынка». Классы, социальные группы и гражданские ассоциации как общности, скрепленные символической собственностью.  

17. Теория политического производства против концепции социологического натурализма в политической науке

 «Производство общества» в концепции А. Турена. Политика как разновидность общественного производства и ее механизмы. Критика принципов  laissez faire с позиций теории политического производства. Р. Дарендорф о продуктивно-производственной роли общественного конфликта.

Проблемы сочетания конфликта и консенсуса в циклической политической динамике. Лево-правый цикл в политике, и механизмы, лежащие в его основе. Исследование способов управления данным циклом на основе новых политических технологий. 

18. Субъект и система как дихотомия современной политической теории.

Критика «социального детерминизма» и системно-функциональных подходов М. Крозье и его школой. Принцип «системного конструирования реальности» и критика «автоматически действующих систем» Бергером и Луманом. «Инвестиции субъекта» как необходимое условие функционирования политической системы. Политическая элита как субъект. Новые условия деятельности элит в глобализированном мире. Возможность выхода элит из системы национального контроля и консенсуса как дезинтегрирующий «антисистемный фактор» глобального мира. 

19. Обращение к восточной традиции как один из резервов политической науки в эпоху «диалога цивилизаций»

Новые возможности коррекции крайностей номинализма и бихевиоризма в политологии посредством использования мировоззренческо-методологических установок восточной политической мысли. Построение новых концептов в политологии на основе принципа дополнительности: «экономический индивидуалист» Запада — «символический коллективист» Востока. Изучение «дуалистических» управленческих практик новых индустриальных стран Востока: западный технологический опыт — восточный тип социально-политической мобилизации.

Резервы восточной культуры в обуздании современного экологического нигилизма: экологическое движение и восточный принцип «ву вэй» (воздержания от напористого активизма). Резервы буддизма и других традиций Востока в формировании новой политической философии и этики ненасилия. 

Рекомендуемая основная литература.

1. Августин Блаженный. О Граде Божием: В 4-х т. М., 1994.

2. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины. М., Полис, 1997, № 6.

3. Антология мировой политической мысли. В 5 тт. М., 1999.

4. Аристотель. Большая этика. Политика // Соч. в 4 тт. М., 1975-84., т.4.

5. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

6. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

7. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1996.

8. Гоббс Т. Основы философии. Ч. 3. О гражданине // Гоббс Т. Соч в 2-х тт. Т. 1. Левиафан // Там же. Т. 2.

9. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

10. Макиавелли Н. Государь. Сочинения. М., 1998.

11. Монтескье Ш. О духе законов. М., 1999.

12. Панарин А.С. Политология: западная и восточная традиции. М., 2000.

Дополнительная литература.

                       Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

                       . Дюверже М. Идея политики. Применение силы (власти) в обществе. М., 1991.

                       Констан Б. О свободе древней в ее сравнении со свободой у современных людей // Полис, 1993, № 2.

                       Крузье М. Основные тенденции современных сложных обществ // Социально-политический журнал, 1992, №№ 6, 7.

                       Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 1999.

                       Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.

Еще статьи...

 
Сейчас 117 гостей онлайн