joomla

Минобрнауки намерено изменить правила подготовки научных кадров

Новые правила поступления в аспирантуруМинистерство образования и науки готовит масштабную реформу вузовской аспирантуры, — сообщает "Ъ".

На форуме "Будущее науки" в Казани чиновники ведомства встретились с работающими за рубежом ведущими российскими учеными, чтобы обсудить проблему подготовки научных кадров в России.

"Нам важен международный опыт в этой области, чтобы понять, как можно развивать аспирантуру", — пояснила замминистра Людмила Огородова и попросила соотечественников дать предварительную экспертную оценку новой модели аспирантуры, разработанной министерством.

В частности, как утверждает "Ъ", министерство недовольно тем, что большинство аспирантов не доходит до защиты диссертации, а также предлагает отменить требование педагогической подготовки аспирантов и обязательной педагогической практики.

"Я прошлась сегодня по аспирантам Казанского федерального университета и спросила у каждого: а вы будете защищаться на третий год аспирантуры? И все отвечают "нет"",— посетовала Людмила Огородова. По ее словам, в России лишь 30% аспирантов в итоге получают ученую степень. "И Счетная палата каждый раз ставит это нам в вину как неэффективное использование государственных средств",— пожаловалась замминистра.

Заместитель директора департамента государственной политики в области высшего образования Сергей Пилипенко напомнил, что ранее основной задачей аспирантуры считалось "воспроизводство научно-педагогических кадров" — подготовка университетских преподавателей. "Но мы понимаем, что сейчас кандидаты наук востребованы не только в вузах и научных организациях, но и в госуправлении, бизнесе и так далее", — отметил господин Пилипенко. Однако, в наследство от старой модели сохраняется требование к аспиранту получить педагогический опыт — даже в дипломе указано "преподаватель-исследователь". "Мы бьемся, чтобы педагогическую составляющую вынести из аспирантуры, потому что у нас на нее есть лишь три года. Нам и трех лет не хватает, чтобы подготовить исследователя",— пояснил господин Пилипенко. Сложности возникают уже на этапе приема в аспирантуру. "На сегодняшний день результаты магистратуры не учитываются при поступлении в аспирантуру. У нас осталась старая система — три классических экзамена и все", — рассказал замглавы департамента. Другая проблема — итоговые требования к выпускнику аспирантуры. Сейчас он должен сдать госэкзамены, "ориентированные как раз на педагогические компетенции", и научный доклад о своей исследовательской работе. Требование защиты диссертации не является обязательным, поэтому большинство на этом и останавливается. "Выпускник аспирантуры получает диплом о высшем образовании и спрашивает себя: какой теперь смысл идти защищать диссертацию? Получить еще один диплом? — задался вопросом чиновник. — Мы видим институциональный разрыв между аспирантурой и системой присуждения ученых степеней".

Минобрнауки планирует внести комплексные изменений в систему аспирантуры. "Очень важным является разработка механизмов, которые позволили бы сделать образование непрерывным",— отметил господин Пилипенко. Для этого чиновники собираются отменить обязательный перечень вступительных экзаменов и позволить образовательным учреждениям самостоятельно формировать перечень испытаний для поступающих в аспирантуру. "Результаты освоения программ магистратуры должны быть заложены в основу приема,— подчеркнул чиновник. — Еще одна важная вещь — ввести на этапе поступления конкурс портфолио".

Защиту диссертации по окончании аспирантуры планируется сделать обязательной, однако, чиновники пока не уточнили, как это будет оформлено законодательно.

Лауреат премии Филдса математик Станислав Смирнов предложил продлить возможность защитить диссертацию в течение года после окончания аспирантуры: "Трех лет может быть недостаточно для серьезного исследования".

Сергей Пилипенко пояснил, что окончание аспирантуры без защиты диссертации лишает учащихся-мужчин права на отсрочку от призыва в армию, потому этот вопрос сложнее, чем кажется. "У нас есть возможность в ряде случаев защищаться в течение четырех лет, но эта ситуация абсолютно не согласована с профессионалами",— поддержала его Людмила Огородова.

Ученые в свою очередь отметили, что педагогические навыки могут оказаться полезными для аспиранта. "В топовых университетах США примерно две трети математиков после аспирантуры уходят в банки или в систему госуправления, но многие остаются заниматься наукой, — заметил Станислав Смирнов. — И таких людей надо учить работать со студентами. Система должна быть гибкой — педагогику можно преподавать, но не стоит ее навязывать". Ученые согласились с необходимостью изменений в системе аспирантуры, но предостерегли чиновников от слишком строгой регламентации в этом вопросе.


 
Сейчас 180 гостей онлайн