������ ��� joomla

Кандидатский минимум по Истории правовых учений

ПРОГРАММА - МИНИМУМ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА по курсу «История и философия науки» «История правовых учений»

 

Введение

Основу настоящей программы составляет дисциплина "История политических и правовых учений". Программа разработана Институтом государства и права Российской академии наук и одобрена экспертным советом по праву Высшей аттестационной комиссии Минобразования России.  

1. Предмет и методология истории учений о праве и государстве

     Право и государство как объекты исследований с позиций юриспруденции, философии, и других смежных дисциплин.

     Предмет и методология истории учений о праве и государстве.  Концептуально-теоретическое выражение в истории учений о праве и государстве прогресса в сфере политико-правовой мысли.

Взаимосвязи преемственности и новизны в истории учений о праве и государстве. 

2. Государственно-правовая мысль в странах Древнего Востока

Государственно-правовая мысль в Древнем Китае. Представления о естественной справедливости в концепции даосизма (Лао-цзы). Патриархально-патериалистская концепция государства Конфуция, его взгляды о соотношении нравственности и закона. Мо-цзы о естественном равенстве  людей и договорном происхождении государства. Концепция легизма (Шан Ян, Хань Фэй и др.).

Государственно-правовая мысль в Древней Индии. Учение брахманизма ("Законы Ману")  о дхарме и кастовом строе общества. Идеи естественного закона и равенства людей в  буддизме. Положения трактата "Артхашастра" о задачах изучения закона и политики. 

3. Учения о праве и государстве в Древней Греции

У истоков древнегреческой государственно-правовой  мысли. Идеи Пифагора и пифагорейцев о праве и справедливости в полисе  как "воздаянии другому равным".

Учения софистов (Протагора, Горгия, Гиппия, Антифонта,  Ликофрона, Алкидама и др.) о различении  и соотношении естественного права (права  по природе) и полисных законов, о свободе и равенстве всех людей по естественному праву.

Учение Сократа о разумных и справедливых основах полиса и его законов, о  понятийном единстве справедливого и законного.

Учение Платона о совершенном государстве и разумном законе, его идеи о естественном праве и равенстве.

 Учение Аристотеля о праве и государстве. Этика, политика и право. Концепция человека как "политического существа". Учение о формах правления, о естественном и волеустановленном праве, о двух видах справедливости.

Договорная концепция справедливости в  учении Эпикура о государстве, естественном праве и законах полиса.

Древнегреческие  стоики (Зенон, Хрисипп) о естественном праве, полисе и его законах.

Учение Полибия о формах правления. 

4. Учения о праве и государстве  в Древнем Риме.

Учение римских юристов о праве и государстве. Формирование и развитие юриспруденции как самостоятельной науки  о праве и государстве. Различение и соотношение естественного и позитивного права. Концепция справедливого закона.

Естественноправовое учение Цицерона о государстве и его законах. Трактовка государства как "дела народа" и "общего правопорядка". Концепция смешанной формы правления.

Учение римских стоиков (Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет) об универсальном естественном праве и космополисе (вселенском естественном государстве).

  Учение Августина о "двух градах", его концепция естественного права. 

5. Учения  о праве и государстве в  Средние века.

  Учение Фомы Аквинского о праве и государстве.  Виды законов. Учение о формах правления.

Учение Марсилия Падуанского о праве и государстве. Концепция народного суверенитета.

Естественноправовые учения средневековых юристов о справедливом законе (представители Павийской школы, постглоссаторы).

Легистские концепции права и государства (глоссаторы, представители гуманистической школы в юриспруденции).

Вклад средневековых юристов в развитие юридической науки, в систематизацию действующего права и в процесс рецепции римского права в  странах Западной Европы.

Формирование и развитие государственно-правовой мысли в странах Арабского Востока. 

6. Учения о праве и государстве Нового времени

Учение Н.Макиавелли о праве и государстве. Его концепция соотношения морали, политики и закона.

Государственно-правовые идеи Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин).

Учение Ж.Бодена о праве и государстве. Его концепция государственного суверенитета.

Учение Ф.Бэкона о праве и государстве. Концепция естественного права  и "хорошего закона".     

Учение Г.Гроция о праве и государстве. Соотношение естественного, внутригосударственного и международного права. Договорная теория государства. Разработка "научной формы" юриспруденции.

Учение Спинозы о естественном и позитивном праве. Концепция договорного  происхождения государства.

 Учение Т.Гоббса о естественном состоянии и договорном учреждении абсолютистского государства. Концепция права как приказа суверена.

Учение Дж.Локка о праве и государстве. Договорная концепция государства и теория разделения властей. Неотчуждаемые естественные права  человека.

Учение С.Пуфендорфа о праве и государстве. Соотношение естественного и позитивного права. Концепция договорного происхождения государства. Формы правления. Концепция развития юриспруденции.

 Учение Г.В. Лейбница о праве и государстве. Концепция "рациональной юриспруденции".

Учение Ш.Монтескье о праве и государстве.  "Дух законов" и позитивное право. Теория разделения властей и ее влияние на развитие учений о правовом государстве.

Учение Ж.-Ж.Руссо о праве и государстве. Демократическая концепция общественного договора и обоснование суверенитета народа. "Воля всех" и общая воля". Концепция  закона.

Учение Ч.Беккариа о праве и государстве. Концепция гуманистических юридических ценностей  и цивилизованного правосудия.

Обоснование прав человека, республиканской концепции разделения властей и правового государства в творчестве американских мыслителей II половины ХУШ в. (Т. Пейн, Т.Джефферсон, А.Гамильтон, Дж.Адамс, Дж.Мэдисон).

7. Учения о праве и государстве в Западной Европе в Х1Хв.

Учение И.Канта о праве  и государстве. Свобода человека как естественное право. Личность и государство. Мораль и право. Право и политика. Категорические императивы относительно права и государства. Либеральная концепция правового государства. Учение о "вечном мире". 

"Историческая школа права" (Г. Гуго, К.Савиньи, Г.Пухта). Обоснование идей позитивистской юриспруденции.

Философия права  Г.В.Ф.Гегеля как особая философская наука (часть философии), ее предмет и метод. Понятие права и основные формы (ступени) его диалектической  конкретизации: абстрактное право, мораль, нравственность (семья, гражданское общество и государство). Система права как  царство реализованной свободы. Концепция межгосударственных отношений.

Учение И.Бентама о праве и государстве. Утилитаристская концепция юридического позитивизма. Критика естественноправовых идей. Проекты реформирования государства, законодательства и юриспруденции.

Правовое учение  Дж.Остина. Обоснование идей юридического позитивизма и аналитической юриспруденции. Определение предмета юриспруденции. Концепция "философии позитивного права".

Учение Б.Констана о праве и государстве. Права и свободы индивида в  античном и современном мире. Идеи конституционализма. Концепция разделения властей и правового государства.

Учение А.де Токвиля о праве и государстве. Идеи либеральной демократии. Соотношение свободы и равенства, поиски их единства. 

Историко-материалистическое, коммунистическое учение К.Маркса и Ф. Энгельса о государстве и праве как надстроечных явлениях  классового, частнособственнического общества. Классовая сущность и функции государства и права, их исторические формы и преходящий характер. Революционный слом буржуазной политико-правовой надстройки и установление диктатуры пролетариата. Отмирание государства и  права.

Учение Р.Иеринга о праве и государстве. Эволюция взглядов: от "юриспруденции понятий" к "юриспруденции интересов". Концепция юридического  позитивизма. Взаимосвязи права и государства.

Учение Ф.Ницше о государстве и праве как явлениях, производных от "воли к  власти". Аристократическая  концепция естественного и позитивного права. Соотношение морали, политики и права. 

8. Зарубежные учения ХХ в. о праве и государстве.

Неокантианские концепции права. Учение Р.Штаммлера  о естественном праве с "меняющимся содержанием". Соотношение "законного неправа" и "надзаконного права"  в  правовом учении Г.Радбруха. Учение В.Науке о "правильном праве".

Неогегельянские концепции права и государства (Ю.Биндер, К.Ларенц, Д.Джентиле, Б. Телдерс и др.). Апология  нацистского и фашистского тоталитаризма.

Правовые учения представителей "социологической юриспруденции". Социология права Е.Эрлиха.  Концепция  "социального права" Г.Гурвича. Юридический институционализм П.А.Сорокина. Концепция "жизни права" О.В. Холмса. Юриспруденция  как юридическая "социальная инженерия" в учении Р.Паунда.

Концепции "возрожденного" естественного права.  Развитие идей "возрожденного" естественного  права представителями различных течений  юснатурализма – неотомистами  (Ж.Маритен , Й. Месснер, А.Ауэр и др.), неопротестантами (Х.Домбоис, Эрнст Вольф, Ф. Хорст и др.),  сторонниками светской концепции  естественного права (Г.Роммен, Г. Райнер и др.).

Экзистенциалистские учения о праве и государстве. Трактовка В.Майхофером "права экзистенции" как "конкретного естественного права". Экзистенциальный естественноправовой порядок как  основа правового государства. Концепция Э.Фехнера: экзистенциальное право – как живое естественное право "со становящимся  содержанием". Экзистенциальное право как  интуитивно переживаемое "экзистенциально должное"   в учении   К.Коссио.

Онтологические учения о праве. "Строгая онтология права"  Р.Марчича: концепция естественного права как препозитивной основы позитивного права.

Неопозитивистские учения о праве. Разработка идей неопозитивизма в "чистом учении о праве" Г. Кельзена. Нормативистская  трактовка права и государства. Неопозитивистская концепция права Г. Харта. Познавательно-критическая концепция позитивного права и аналитической юриспруденции (О. Вайнбергер, П. Колер и др.) 

9. Формирование и развитие учений о праве и государстве в России.

Общая характеристика процесса формирования и развития политико-правовой мысли в Древней Руси. Государственно-правовые идеи в произведениях этого периода.

Развитие русской политико-правовой мысли в период формирования централизованной русской государственности.

Политико-правовая мысль в период формирования и утверждения в России абсолютной монархии.

Государственно-правовые идеи М.М. Щербатова, концепция ограниченной монархии.

Учение С.Е. Десницкого о праве и государстве. Проекты разделения властей. Учение о естественном и позитивном праве.

Государсвтенно-правовые взгляды А.Н. Радищева.

Государственно-правовые взгляды М.М. Сперанского. Концепция государственно-правовых преобразований, кодификация российского законодательства.

Государственно-правовые программы декабристов.

Государственно-правовые концепции славянофилов и западников. 

Учение К.А. Неволина о праве и государстве. К.А. Неволин как  основатель научного правоведения в России. Соотношение естественного и позитивного права. Предмет и составные части "научного законоведения" (юридической науки). Неволин как историк правовых и политических учений.

Государственно-правовые воззрения революционных демократов.

Государственно-правовые взгляды идеологов анархизма.

Учение о  праве и государстве Б.Н.Чичерина. Предмет философии права. Естественное и позитивное право. Обоснование  концепции правового государства в форме конституционной монархии. Концепция истории политических учений.

      Учение В.С. Соловьева  о праве и государстве.  Нравственность, право, государство. Позитивное право как  принудительный минимум нравственности. Концепция правового государства.

  Юридический позитивизм в России. Позитивистское учение о праве Г. Ф. Шершеневича.   Неопозитивистские воззрения  В.Д. Каткова.

Учение П.И. Новгородцева о праве и государстве. Нравственный идеализм в трактовке права и государства. Идеи возрождения естественного права.

Воззрения Н.А. Бердяева о праве и государстве. Царство Кесаря и  царство   Духа.  Неотчуждаемые права человека как духовные права.

Государственно-правовые воззрения В.И.Ленина. Разработка положений марксистского учения о государстве и праве как надстроечных явлениях эксплуататорского общества. Концепции Республики Советов и федеративного устройства СССР.

Марксистско-лениниское учение о государстве и праве как идеологическая и теоретическая основа советской юриспруденции.  Основные концепции права и государства советского периода.

Развитие учений о праве и государстве в постсоветской России: основные направления, идеи, концепции.

Рекомендуемая основная литература:

История политических и правовых учений. Т. 1-5. Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М., 1985-1995.

История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2002.

История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под ред. О.Э.Лейста. М., 1997 г.

История политических учений. Учебник для вузов. Под ред. О.В. Мартышина. М.,2002.

Дополнительная литература:

Антология мировой правовой мысли. Т. 1-5. М.,1999.

Аристотель. Соч. в четырех томах. Т. 4. М., 1983.

Ч. Беккариа. О преступлениях и наказаниях. М., 1995.

Н.А. Бердяев. Царство Духа и царство Кесаря. М.,1995.

Ф. Бэкон. Образец трактата о всеобщей справедливости, или об источниках права. – Соч., Т.1, М., 1971, с. 507-536.

Г. В.Ф. Гегель. Философия права. М., 1990.

Т. Гоббс. Избранные произведения в двух томах. М., 1965.

Г. Гроций. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1956.

Дигесты Юстиниана. М., 1984.

Р. Иеринг. Борьба за право. М., 1991.

История политических и правовых учений. Хрестоматия. Часть 1. Зарубежная политико-правовая мысль. /Сост.В.В.Ячевский. Воронеж, 2000

И. Кант. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб., 1995.

Г. Кельзен. Чистое учение о праве. Выпуски 1-2. М., 1987, 1988.

В.И. Ленин. Государство и революция. – В.И. Ленин. П. собр. соч., т. 33.

Дж. Локк. Два трактата о правлении. – Дж. Локк. Соч. в трех томах. Т.3, М., 1988.

Н. Макиавелли. Избранные сочинения. М., 1982.

К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест коммунистической партии. – К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 4.

К. Маркс. Критика Готской программы. – К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 19.

Ш.Л. Монтескье. Избранные произведения. М., 1955.

К.А. Неволин. Энциклопедия законоведения.  Сост. и авт. вступ. статьи - Д. И. Луковская, С.С. Гречишкин, Ю.В. Ячменев. СПб., 1997.

Фр. Ницше. Воля к власти. М., 1995.

П.И. Новгородцев. Лекции по истории философии права. Учения нового времени. XVIXIX вв. М., 1914.

Л.И. Петражицкий. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. СПб., 1907.

Платон. Сочинения в трех томах. Т.3, ч 1,2, М., 1971,1972.

А.Н. Радищев. Избранное. М., 1976.

Ж.-Ж. Руссо. Трактаты. М., 1969.

В.С. Соловьев. Оправдание добра. М., 1996.

Б. Спиноза. Избранные произведения. Т.2, М., 1957.

Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1966.

Б.Н. Чичерин. Политические мыслители. Под ред. В.П. Сальникова и Ю.А. Сандулова.  СПб., 1999.

Б.Н. Чичерин. Избранные труды. Сост., вступ. ст. и комментарии - А.В. Поляков и Е.В. Тимошина. СПб., 1998.

Г.Ф. Шершеневич. История философии права. СПб., 1907.

Р. Штаммлер. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории. СПб., 1899.

Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей. Вторая половина XVIII века. М., 1959.

Кандидатский минимум по Истории психологии

ПРОГРАММА - МИНИМУМ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА по курсу

«История и философия науки» «История психологии»

Введение

В основу настоящей программы положены следующие разделы истории психологии: история общей психологии, история специальных разделов психологии, методология психологии, психология науки.

Программа-минимум разработана Институтом истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН и Институтом психологии Российской академии образования при участии Института психологии РАН и факультета психологии Московского государственного университета и одобрена экспертными советами Высшей аттестационной комиссии Минобразования России  по истории и по педагогике и психологии. 

1. Предмет и задачи истории психологии

История психологии, ее предмет и задачи. Методологические проблемы историко-психологического исследования. Общие закономерности развития психологических знаний. Этапы развития психологической науки. Методы и источники истории психологии, ее значение и место в системе современной психологической науки.

Факторы, определяющие развитие психологии как науки. Логика ее развития. Характеристика принципов психологической науки. Принцип системности. Особенности функционального и системного подходов в психологии. Принцип детерминизма и его развитие в истории психологической науки. Механический, биологический и психологический детерминизм. Принцип развития и его модификации. Связь между филогенетическим и онтогенетическим развитием психики.

Основные инварианты психологического знания. Краткая характеристика категорий мотива, образа, действия, личности, общения и др. Эволюция психологических категорий в истории психологической науки.

2. Психологические знания в античном мире

Понимание души в первых учениях о переселении душ. Зачатки естественно-научного понимания души в первых представлениях о строении мира.

Появление первых психологических концепций, возникновение идей о функциях души и закономерностях (Логосе) ее развития. Формирование материалистической психологии в Древней Греции. Психологические взгляды Демокрита. Понятие об энергетической функции души, процессе познания и детерминации поведения.

Психологические воззрения Сократа и Платона, понимание ими души как хранилища разума и нравственности. Виды души, отношения между ними.

Психологические взгляды Аристотеля. Виды и функции души как отражение этапов становления психики. Проблема передачи знаний и подход к ее решению в концепции Аристотеля, роль ассоциаций в формировании новых знаний. Понятие об аффектах, их роли в управлении поведением, учение о катарсисе.

Эллинизм. Характеристика школы киников, стоиков и Эпикура. Проблема познания в концепции Эпикура. Роль удовольствия, страдания и страха в регуляции поведения. Подход к проблеме психики и ее свойств в концепции Гиппократа, возникновение первой концепции темперамента.

Общая характеристика древнегреческой психологии, сравнительный анализ подходов древнегреческих мыслителей к проблеме души, познания, творчества, свободы воли и функции эмоций.

Психология в Древнем Риме. Развитие эпикурейской школы, разработка Лукрецием Каром учения о сложном строении души, разделение души и духа. Психологические взгляды Галена. Характеристика психологических концепций, созданных в Поздней Стое (Сенека, Марк Аврелий). Понятие о внешней и внутренней свободе, критика аффектов и разработка способов борьбы с ними. Учение о душе в неоплатонизме, подход Плотина к проблеме рефлексии.

Зарождение христианской религии, ее связь с психологическими идеями того времени. Понимание внутреннего мира человека в учении Августина. Общая характеристика и значение античной психологии. 

3. Развитие психологических знаний в Средние века и в эпоху
Возрождения

Общая характеристика развития психологических воззрений в Средневековье. Основные достижения психологии в раннем (IV–ХI вв.) и позднем (ХII–ХV вв.) средневековье. Психологические взгляды арабских мыслителей, концепции Ибн-Сины и Ибн-Рошда. Понятие «карнавальной культуры», ее роль в развитии и коррекции личности средневекового человека. Использование внушения как средства исправления отклонений в психическом развитии.

Развитие науки и искусства в эпоху Возрождения. Достижения анатомии и медицины, их влияние на понимание души и ее функций. Теории способностей Х. Уарте и Х. Вивеса. 

4. Психологические знания в Новое время

Зарождение эмпиризма в концепции Ф. Бэкона, новое понимание души и ее строения. Учение об «идолах» как источниках ошибок познания.

Развитие рационалистических концепций психического. Выделение мышления в качестве критерия психического в теории Р. Декарта. Обоснование достоверности интроспективного метода в психологии сознания. Понятие о врожденных идеях, учение Декарта о рациональной интуиции. Идея рефлекса в объяснении поведения. Структура и развитие рефлекторных актов. Понятие страстей души, их виды.

Развитие различных модусов природы как основа истинности познания в теории Б. Спинозы. Его подход к решению психофизической проблемы. Учение Спинозы об аффектах. Проблема свободы воли.

Активность как основное свойство познавательных процессов в концепции Г. В  Лейбница. Монадология, учение Лейбница о структуре души, понятие о бессознательном. Общие характеристика этапов и критериев истинности познания в рационализме.

Сенсуализм в психологии. Теория Т. Гоббса. Учение о сознании и двух формах познания в концепции Д. Локка, критика теории врожденных идей. Роль ощущения и рефлексии в познании, проблема достоверности полученных знаний. Понятие о различных качествах предметов, полемика Локка и Лейбница.

Развитие концепции Д. Локка в работах Э. Кондильяка и Д. Дидро. Проблема психического в трудах Ж. Ламетри. Подход к проблеме способностей в концепциях Д. Дидро и К. Гельвеция. Обучение и просвещение как ведущие факторы формирования психики в теориях французских философов. Выделение уровней психической жизни П. Кабанисом. Идеи Просвещения и их влияние на развитие психологической науки.  

5. Развитие психологических знаний в XVIIIXIX вв.

Проблема активности в немецкой психологии XVIIIXIX вв. Понятие апперцепции и способностей в работах Х. Вольфа. Характеристика психологических взглядов И. Канта. Антропология. Учение о трансцендентальной апперцепции и развитии познания в концепции Канта. Теория И. Ф. Гербарта. Учение о статике и динамике представлений. Понятие об апперцептивной массе, ее связь с опытом и обучением человека. Развитие идей Г. В. Лейбница о бессознательных областях психики. Общая характеристика немецкой психологии, ее отличие от других психологических направлений ХVIII–ХIХ вв.

Зарождение и развитие ассоцианизма. Формирование понятия об ассоциации идей в трудах Д. Беркли и Д. Юма. Теория Д. Гартли, развитие им идеи рефлекса. Роль ассоциаций как универсального механизма психической жизни. Общая характеристика классического ассоцианизма Т. Брауна и Дж. Милля. Виды ассоциаций, накопление ассоциаций как средство расширения содержания сознания. Развитие сенсуалистических тенденций в ассоцианизме, проблема познаваемости мира.

Позитивизм О. Конта, его влияние на развитие психологии. Поиски объективного метода исследования психики в концепциях Д. С. Милля, А. Бэна и Г. Спенсера. Теория «ментальной химии» Д. С. Милля.

Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии. Представления о предмете психологии в теории Г. Спенсера, уровни развития психики и ее роль в адаптации живых существ к окружающему миру. 

6. Формирование научной психологии: конец ХIХ–начало ХХ вв.

Становление экспериментальной психологии. Основные достижения физиологии нервной системы и органов чувств. Возникновение психофизики и психометрии. Открытие психологической лаборатории В. Вундта. Экспериментальная психология и «психология народов» Вундта, его концепция построения психологии. Исследования Г. Эббингауза.

Кризис методологии ассоцианизма. Зарождение новых психологических направлений. Структурализм Э. Титченера.

Интенциональная психология Ф. Брентано, развитие его идей в европейском функционализме. Исследования К. Штумпфа и Х. Эренфельса.

Экспериментальное исследование мышления в вюрцбургской школе.

Американский функционализм. Теория У. Джемса, учение об эмоциях и личности. Чикагская и колумбийская школы функционализма, работы Д. Дьюи, Д. Энджелла, Р. Вудвортса.

Исследование роли культуры и социальной среды в становлении психики в трудах представителей французской социологической школы. Работы Э. Дюргкейма, Л. Леви-Брюля, Г. Тарда. Клинические исследования бессознательного, работы Ж. Шарко, А. Льебо, Т. Рибо и П. Жане. Основные черты французской психологии.

Описательная психология В. Дильтея. Проблема активности «Я» в концепции Э. Шпрангера, понятие «формы жизни».

Развитие областей психологического знания. Формирование генетической психологии, педологии и сравнительной психологии. Развитие дифференциальной психологии, разработка тестов. Возникновение психотехники. Развитие этнопсихологии, ее влияние на психологические теории детства и представления о социокультурной обусловленности психики человека. Становление социальной психологии, появление различных подходов к проблеме взаимосвязи человека и общества.  

7. Развитие зарубежной психологии в первые десятилетия ХХ в.

Поиски новых объяснительных принципов и объективных методов исследования психики. Зарождение новых психологических школ. Общая характеристика методологических оснований психоанализа, гештальтпсихологии и бихевиоризма.

Предмет психологии и методы психологического исследования в глубинной психологии. Психоанализ З. Фрейда. Аналитическая психология К. Г. Юнга. Индивидуальная психология А. Адлера. Развитие психоаналитического направления в работах К. Хорни, Э. Фромма и других исследователей. Исследования развития ребенка в трудах А. Фрейд и М. Клейн.

Предмет психологии и методы психологического исследования в бихевиоризме. Проблема объективности психологического исследования. Общая характеристика взглядов Э. Торндайка и Д. Уотсона. Научение как основа развития психики. Необихевиоризм, его разработка в трудах Э. Толмена и К. Халла.

Предмет психологии и методы психологического исследования в гештальтпсихологии. Исследования познавательного развития в работах В. Келера и К. Коффки. Законы восприятия и переструктурирования гештальта. Проблема творческого мышления в концепции М. Вертгаймера. Теория поля К. Левина. Исследования психологии личности и группы, проблема групповой динамики. 

8. Зарубежная психология во второй половине ХХ в.

Модификации глубинной психологии во второй половине ХХ в. Проблема идентичности и ее формирования в трудах Э. Эриксона. Общая характеристика подхода глубинной психологии к проблеме структуры, движущих сил и механизмов развития психики.

Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера и теории программированного обучения. Концепции социального научения. Теория ролей Д. Мида. Работы Д. Долларда, Н. Миллера, Д. Роттера, А. Бандуры.

Генетическая психология Ж. Пиаже. Исследование мышления методом клинической беседы. Эгоцентризм и другие характеристики детского мышления. Развитие эпистемологической концепции Ж. Пиаже, его взгляды на адаптацию как взаимосвязь ассимиляции и аккомодации. Понятие операции, этапы развития операционального мышления. Исследование Л. Кольбергом нравственного развития детей. Открытие новых закономерностей познавательного развития детей в трудах Д. Брунера.

Идея «третьего пути» развития психологии. Предмет психологии и методы психологического исследования в гуманистической психологии. Понятие о неадаптивной личности. Проблемы самоактуализации и цельной личности в работах Г. Олпорта, А. Маслоу и К. Роджерса. Понятие о чертах личности, введенное Г. Олпортом. Иерархия мотивов в концепции А. Маслоу. Роль самооценки в развитии личности в работах К. Роджерса.

Предмет психологии и методы психологического исследования в когнитивной психологии. Подход к психике как к системе переработки информации. Работы Д. Миллера, Ю. Галантера, К. Прибрама, У. Найссера, структурный анализ восприятия, памяти и мышления.

Развитие междисциплинарных и межкультурных исследований. Культурно-антропологический подход к проблеме социализации М. Мид. Психологические взгляды А. Кардинера.

Возникновение и развитие эго-психологии. Теория Г. С. Салливена. Общая характеристика концепции Э. Берна. Логотерапия В. Франкла. Теория личностных конструктов Д. Келли. Экологическая теория восприятия Д. Гибсона.

Психотерапия и ее развитие в психоанализе, бихевиоризме и гуманистической психологии.

Влияние эволюционной биологии и этологии на развитие возрастной психологии, развитие психофизиологии и психогенетики.

Развитие когнитивной психологии, становление новых концепций интеллекта (Д. Флейвелл, Р. Стернберг, де Боно), появление когнитивной персонологии.

Теория социальных представлений С. Московиси. Разработка проблемы идентичности, анализ различных видов идентичности, ее связи с социальным взаимодействием людей, самокатегоризацией, социальными представлениями.

Основные тенденции развития зарубежной психологии на рубеже ХХ–ХХI вв. Методологические проблемы современной психологии. Психология и общая методология науки. Основные представления о парадигмальном статусе психологии. Парадигмы в психологии. Влияние постпозитивизма, конструктивизма и постмодернизма на методологию современной психологии.  

9. Первый этап развития российской психологии:

ХIХ–первая половина ХХ вв.

Особенности развития отечественной психологии. Полемика И. М. Сеченова и К. Д. Кавелина. Два подхода к пониманию психики в отечественной психологии. Психологическая проблематика в трудах В. С. Соловьева. Работы М. И. Владиславлева. Формирование эмпирической психологии в работах М. М. Троицкого. Культурно-историческая концепция развития языка и мышления А. А. Потебни.

Наука о поведении и ее развитие в концепциях Н. Н. Ланге, А. А. Ухтомского, В.  А  Вагнера, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова и Н. А. Бернштейна. Экспериментальная психология Н. Я. Грота, Г. И. Челпанова, А. Ф. Лазур-ского. «Психология без метафизики» в трудах А. И. Введенского. Разработка психолого-философских идей В. С. Соловьева в трудах Л. М. Лопатина, С. Л. Франка и Н. О. Лосского. Теория психологизма и ее развитие в работах Д. Н. Овсянико-Куликовского и Л. И. Петражицкого. Основные тенденции в развитии отечественной психологии в 20-е гг. Подходы к перестройке психологической науки на основе марксизма.

Развитие теоретической и прикладной психологии. Рефлексология, реактология, психология социального бытия. Характеристика психологических взглядов В. М. Бехтерева, К. Н. Корнилова и Г. Г. Шпета. Педология, ее достижения и проблемы. Теории психического развития М. Я. Басова, П. П. Блонского и А. Б. Залкинда. Психологические взгляды Л. С. Выгот-ского, концепция высших психических функций. Психотехника, работы И. Н. Шпильрейна и С. Г. Геллерштейна. Основные тенденции в развитии отечественной психологии 30–40-х гг.

Общая характеристика российской психологии, основные черты, определяющие ее своеобразие. Роль социальных факторов и внутренней логики развития науки в развитии отечественной психологии.  

10. Отечественная психология во второй половине ХХ в.

Теория установки Д. Н. Узнадзе. Теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна. Исследования А. Р. Лурии, зарождение нейропсихологии. Работы А. А. Смирнова. Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына в области дифференциальной психофизиологии. Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Развитие детской психологии в работах Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. И. Божович. Ленинградская школа психологии, работы Б. Г. Ананьева и В. Н. Мясищева.

Концепция развивающего обучения В. В. Давыдова. Подход к основным методологическим проблемам психологии в концепции Б. Ф. Ломова. Развитие концепции С. Л. Рубинштейна в работах его учеников.

Основные тенденции развития отечественной психологии на рубеже ХХ–ХХI вв. Исследовательская и практическая психология. Основные отрасли психологического знания.

Психология науки. Роль психологических факторов в развитии науки. Программно-ролевой подход М. Г. Ярошевского. Психология личности ученого. Эмпирические исследования научного творчества. Его личностно-психологические предпосылки. Стадии творческого процесса. Психологические типы ученых. Социально-психологические процессы в научных группах. Ролевая структура научных групп. Научные школы. Социально-психо-логические факторы, влияющие на продуктивность научной деятельности. Внутренняя и внешняя социальная психология науки. Взаимодействие науки и общества.

Рекомендуемая основная литература

1. Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки. М., Флинта, 1998.

2. Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. М., Психологическое общество России, 1990.

3. История зарубежной психологии. Тексты. М., МГУ, 1986.

4. Марцинковская Т. Д., Ярошевский М. Г. 100 выдающихся психологов мира. М., МОДЭК, 1996.

5. Марцинковская Т. Д. История психологии. М., Академия, 2001.

6. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.

7. Психологическая мысль в России: век Просвещения. СПб., Алетейя, 2001.

8. Хрестоматия по истории психологии. М., Академический проект, 1999.

9. Шульц Д., Шульц С. Э. История современной психологии. СПб., Евразия, 1998.

10. Ярошевский М. Г. История психологии. М., Академия, 1996. 

Дополнительная литература

1. История становления и развития экспериментально-психоло-гических исследований в России. М., Наука, 1990.

2. Психологическая наука в России ХХ столетия. М., ИПАН, 1997.

3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., ИНФРА-М, 1998.

4. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия. М., Новая школа, 1994.

5. Юревич А. В. Социальная психология науки. СПб., РХГИ, 2002.

6. Узнадзе Д. Н.  Психологические исследования. М., 1966.

 

Еще статьи...

 

How to start a political campaign

How to start a political campaign

Развлекательный учебный мультипликационный курс-минисериал

$10Первоначальная цена:$30Скидка:67% скидка

только для посетителей сайта
Сейчас 120 гостей онлайн