joomla

Кандидатский минимум по Военным наукам

ПРОГРАММА — МИНИМУМ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА  ПО КУРСУ «История и философия науки»  по отрасли 20.00.00 – Военные науки

Введение

Настоящая программа кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» предназначена для адъюнктов и соискателей ученых степеней всех военно-научных специальностей. Она представляет собой введение в общую проблематику истории и философии военной науки, а также философские аспекты военно-научного познания. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке вообще и в науках о войне и военном деле в частности, на современном этапе ее развития, и получение представления о тенденциях исторического развития военной науки.

Программа разработана Военным университетом и Институтом военной истории при участии специалистов ведущих вузов и нио Минобороны России. Программа была одобрена президиумом Высшей аттестационной комиссии и прошла этапы согласования в учебно-методическом объединении вузов ВС РФ по гуманитарно-социальным специальностям и рассмотрения в экспертных советах: по философии социологии и культурологи, по военной науке и технике Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России.   

I. Общие проблемы философии науки 

1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. 

2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). 

3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование

теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек - творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами - алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования. 

4. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация. 

5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. 

6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.

Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания, Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука. 

7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б.Калликот, О.Леопольд, Р.Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. 

8. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров, Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

Рекомендуемая основная литература

1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1978.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

4. Копре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М, 1985.

5. Кун Т. Структура научных революций. М, 2001.

6. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

7. Никифоров АЛ. Философия науки: история и методология. М., 1998.

8. Огурцов А.Л. Дисциплинарная структура науки. М„ 1988.

9. Поппер К. Логика и рост научного знания. М, 1983.

10. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

11. Традиции и революции в развитии науки. М. - 1991.

12. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М, 1996. 

Дополнительная литература

1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVIIXVIII вв.). М, 1987.

2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

3. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990.

4. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М, 1988.

5.  Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989.

6. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

7. Мамчур ЕА. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

8. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

9. Наука в культуре. М, 1998.

10. Пригожин Я., Стейгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

11. Принципы историографии естествознания. XX век/Отв. ред. И.С. Тимофеев. М, 2001.

12. Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999.

13. Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М, 1996.

14.  Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

15.  Степин B.C., Горохов В.Г., Розов МА. Философия науки и техники. М., 1991.

16. Фейерабенд Я. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

17. Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004.

18. Хюбнер К. Истина мифа. М, 1996.

II. Современные философские проблемы военной науки 

1. Сущность и природа военно-научного познания

Военно-научное познание как особый вид познавательной деятельности. Понятие, структура и функции военно-научного сообщества. Структура и уровни военно-научного познания. Многообразие форм знания и познавательной деятельности в военно-профессиональной сфере. Рациональное и иррациональное, гносеологическое и аксиологическое в военно-научном познании. Сущность и классификация военной науки.

Методология и методы военно-научного познания. Классификация основных методов, применяемых в военно-научном познании. Характеристика общих, частных, специально-научных, дисциплинарных и междисциплинарных методов военной науки. Методы-подходы и методы-приемы.

Военно-научное познание и военная практика. Основные функции военной практики в процессе военно-научного познания. Традиции в военно-научном познании. Этические параметры военно-научного познания. Философские основания военно-научного познания. Трудности военно-научного познания и средства их преодоления.  

2. Специфика объекта и предмета военно-научного познания

Понятия объекта и предмета военно-научного познания. Структура военно-научного знания. Гносеологические, функциональные и социокультурные основания познания войны и военного дела. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов военно-научного познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость.

Специфика войны и военного дела как объектов познания. Агностицизм и гносеологический оптимизм в военно-научном познании. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания в военной науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Научная картина мира в военных, военно-гуманитарных и военно-технических науках. 

3. Субъект военно-научного познания

Понятие субъекта научного познания. Соотносительный характер понятий «субъект» и «объект» познания. Интерсубъективность военно-научного познания. Индивидуальный и коллективный субъект военно-научного познания, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования военной науки. Личностное неявное знание субъекта. Убеждение и вера в контексте военно-познавательной деятельности. Военно-научное сообщество как субъект познания. Значение синергетики в работе военного исследователя. Особенности собственно военных и военно-социальных исследований.

4. Природа ценностей и их роль в военно-научном познании

Аксиологические основания военно-научного познания. Военно-научное знание как духовно-культурная  ценность. И. Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности военных наук. Оценочные суждения в военной науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании.

Принципы «логики социальных наук» К. Поппера. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в военном исследовательском процессе. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в военно-научном познании. 

5. Война и мир как базовые категории военно-научного знания

Проблема войны и мира в философии. Содержание механизма возникновения войн и военных конфликтов. Законы зарождения, хода и исхода войны. Сущность войны как социального явления. Типы военных конфликтов современной эпохи. Источники и причины войн и военных конфликтов. Проблемы обеспечения военной безопасности государства. Характеристика основных угроз безопасности в военной сфере. Взгляды отечественных и зарубежных военных ученых на характер и видоизменения будущих войн.

Мир как идеал и реальное состояние общественных отношений. Мир как пространство повседневной воинской деятельности. Альтернативность понятий войны и мира. Виды и формы мира в современном обществе. Пацифистское понимание мира. 

6. Время и пространство в военно-научном познании

Пространственно-временной континуум явлений войны и военного дела.  Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни. Объективное и субъективное время. Социальное, культурно-историческое и оперативно-стратегическое время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности понимания времени и пространства в военных науках. Пространство и время в современной войне. 

7. Проблема рациональности и истинности в военно-научном познании

Рациональное, объективное, истинное в военно-научном познании. Понятие истины в истории философской мысли (как соответствие знаний действительности; как опытная подтверждаемость; как свойство самосогласованности знаний; как полезность знаний; как их эффективность; истина как соглашение и т.д.).  Классическая и неклассическая концепции истины. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения военной науки. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Диалектика веры и сомнения. Скрытый, латентный характер верований как эмпирических представлений и суждений. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания.

Особенности познания истины в военном деле. Роль эмпирического наблюдения и теоретического анализа в познании военной теории и практики, законов войны. Трудности познания истины в сфере военного дела и средства их преодоления. 

8. Объяснение, понимание, интерпретация в науках о войне и военном деле

Объяснение и понимание как следствие коммуникативности и интерсубъективности военной науки. Природа и типы объяснений в военно-научном познании. Соотношение понимающего и объясняющего подходов в военных науках. Герменевтика как наука о понимании и интерпретации текста (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Язык науки, «языковые игры», языковая картина мира. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа познания. Язык, интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям - общенаучный метод и базовая операция познания. Понятие и виды военно-научных описаний. Проблемы предсказания и математизации. Компьютеризация и военно-научное познание. 

9. Военная техника как объект военно-научного познания

Техника как феномен человеческого бытия. Значение техники в развитии общества и человека. Формы и пределы ее воздействия на человеческое бытие. Прогресс техники и культуры. Прогрессивное развитие военной техники и социальный прогресс. Техника как инструмент развития человеческой цивилизации и как потенциальное орудие ее уничтожения. Социотехнические и человекоразмерные комплексы в военной сфере. Система «человек – военная техника». Значение техники в понимании современных социальных и военно-социальных процессов.

Проблема техники в истории философии. Н.А.Бердяев о связи вопроса технического развития общества с судьбой человека и культурой. Идеи М.Хайдеггера о технике и технизации жизни. Оценка Д.Беллом технологических сдвигов в современном обществе. А.Тоффлер о волнообразности развития техники и изменений в общественной жизни людей. Философия техники и ее значение в понимании динамики военного дела.


10. Основные исследовательские программы военно-научного познания

Сущность, структура и назначение программы научного познания. Многообразие видов исследовательских программ. Натуралистическая исследовательская программа. Антинатуралистическая исследовательская программа. Общенаучное значение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в науках о войне и военном деле. Программа военно-научного исследования. 

11. Дисциплинарная структура и роль военных наук в процессе социальных трансформаций

Дисциплинарная структура военно-научного познания и междисциплинарные исследования. Смена лидирующих дисциплин в военно-научном знании. Переопределение парадигм и тем, появление новых областей исследования. Возрастание роли научного знания в обществе. Участие военных наук и вненаучного знания в экспертизах научных проектов и программ. Значение опережающих научных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков. Воздействие военно-научного знания на процессы военного строительства, реформирования Вооруженных сил. 

Рекомендуемая основная литература

1.           Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч.: В 7 т. Т. 5. М, 1996.

2.           Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М, 1988.

3.           Кохановский В. П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.

4.           Клягин С.В. Новый образ науки в военно-социальных исследованиях. – М.: ВУ, 1997.

5.           Найдыш В.М. Концепции современного естествознания -  М.: Гардарики, 2003.

6.           Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

7.           Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

8.           Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1991.

9.           Томсон М. Философия науки. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 304 с.

10.      Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов.— М.: Академический Проект; Трикста, 2004. 

Дополнительная литература

1.           Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. – М., 1999.

2.           Бек У. Общество риска. М., 2000.

3.           Ивин А.А. Социальная философия. М., 2003.

4.           Микешина ЛА. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

5.           Сидорина Т.Ю. Философия кризиса: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2003.

6.           Сухотин А.К. Парадоксы науки.- М.: «Молодая гвардия», 1980.

7.           Розов Н.С. Философия и теория истории. М., 2002.

8.           Холтон Дж. Что такое антинаука? // Вопросы философии. №2, 1992

9.           Новые  идеи  в философии  науки  и  научном  познании.  - Вып.1. Екатеринбург, Наука, 2001. 

III. Исторические этапы развития военной науки 

1. Источники развития военных знаний и военной науки

Неотделимость возникновения и развития военных знаний от возникновения и развития государства. Отражение в военных знаниях, военной науке геополитических и международных факторов.

Военный опыт как единство теоретической и практической сторон. Его существенные и устойчивые черты. Ведение войн – его основа. Особенности воздействия оборонительных и наступательных, справедливых и несправедливых войн на развитие военной науки.

Место и роль военного опыта мирных периодов в жизни государства и в эволюции военной науки.

Особенности механизма воздействия военного опыта прошлого на военную науку. Учет исторического опыта в определении форм и способов ведения вооруженной борьбы, принципов развития стратегии, оперативного искусства и тактики, закономерностей и принципов создания, развития и подготовки вооруженных сил, тенденций и принципов развития основных средств вооруженной борьбы, систем вооружения и техники; основ организаторской деятельности штабов и других органов управления и др.

Влияние военного опыта на теорию воинского обучения и воспитания. 

2. Предыстория военной науки: военные знания в Древнем мире

Практические потребности возникновения военных знаний: потребности военного дела, подготовки и ведения вооруженной борьбы, войн.

Первые попытки решения некоторых вопросов стратегии, тактики, организации и вооружения армии в Древнем Египте, Вавилоне, Персии и Китае, затем в Древней Греции и Риме.

Наиболее древний и значимый военный трактат Древнего мира – работа Сунь Цзы «О военном искусстве» (Китай). Основные положения и взгляды Сунь Цзы.

Вклад в развитие военных знаний, военной теории историков Древнего мира – Геродота, Фукидида, Ксенофонта (Греция), Полибия, Аппиана и др. (Рим). Появление в IIV веках нашей эры военных произведений, которые выступают в качестве своего рода уставов: «Наставление военачальникам» Онисандра и «Краткое изложение основ военного дела» Венеция.

Древнее время – период зарождения военной науки. Вклад в ее становление Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря и др. 

3. Военные знания и развитие военной теории в Средние века

Накопление военных знаний в феодальный период. Трудности развития военной теории. Изменение положения к ХVII веку, когда утвердились абсолютистские государства, появились постоянные армии, огнестрельное оружие и т.п.

Появление в некоторых странах Западной Европы (Франция, Англия, Германия) первых воинских уставов, в которых были зафиксированы основные положения военного искусства.

Появление первых трудов по военной теории: Вобан, Мориц Саксонский, Вальгаузен, Пюйсегюр, Фолар и др. 

4. Военная наука Нового времени

Новые условия развития военного дела в условиях буржуазных революций в ряде стран Западной Европы (Нидерланды, Англия). Колониальные войны в Америке, Азии, Африке.

Создание материальных и научных (в том числе философских: работы Т.Гоббса, Ф.Бэкона) предпосылок развития военной науки в Англии. Решение ряда военно-теоретических вопросов в мемуарах генерала Г.Ллойда: относительно характера войн, принципов военного искусства и т.д.

Влияние на военную теорию (науку) идей французских философов – материалистов ХVIII века. Французская буржуазная революция 1789–1794 гг., наполеоновские войны и развитие военной теории.

Разработка новых взглядов на военную науку и ее закономерности. Место и роль Наполеона в развитии военной науки.

Военная наука в Германии. Вклад Г.Д.Бюлова в ее развитие. Сходство и различие взглядов Бюлова и Наполеона.

Военная наука в Австрии. Эрцгерцог Карл (1771–1847): особенности его взглядов на военную науку и военное искусство.

Новый этап в развитии военной науки во Франции. Место и роль Г.Жомини (1779–1869) и К.Клаузевица (1780–1831). Характеристика их основных трудов: «Очерков военного искусства» (Г.Жомини), «О войне» (К.Клаузевиц). Понимание ими категорий: война, военное искусство и т.п. Сходство и различие.

Зарождение и развитие военной науки в США. Особые условия подготовки и ведения войн (Гражданская война 1863–1865 гг.). Их теоретическое обобщение. Влияние на военную мысль США западно-европейской военной науки, особенно Наполеона, Жомини, Клаузевица.

Начала особого этапа в развитии военной науки после франко-прусской войны 1870–1871 гг. Его обусловленность развитием экономических отношений (складывание так называемого империализма), формированием массовых армий и изменившейся материально-технической базой военного дела.

Появление в США – теории «морской силы» А.Мэхэна (1840–1914), в Англии – теории морской войны Ф.Коломба (1831–1899).

Общая характеристика работ Мольтке, Шлиффена, Шлихтинга, Бернгарди (Германия), Леваля и Фоша (Франция). Например, «Основы современной тактики и стратегии» (Шлихтинг) и «Современная война» (Бернгарди). 

5. Военная наука Новейшего времени

Влияние Первой мировой войны на развитие военного дела и военной науки. Новый характер противоречий в международных отношениях, возникших после Великой Октябрьской революции в России (1917 г.).

Появление новых военных теорий: «самостоятельной воздушной войны» (Дуэ – в Италии, Митчелл – в США, Тренчерд – в Англии), «малых профессиональных армий» (Сект и Зольдан – в Германии, де Голль – во Франции, Фуллер – в Англии), «механизированной или танковой войны» (Фуллер – в Англии, Дютиль – во Франции, Эймансбергер – в Австрии, Гудериан – в Германии). Разработка Людендорфом (Германия) теории «тотальной войны».

Особенности и характер развития военной науки в годы Второй мировой войны: у победителей и побежденных.

6. Военная наука в России: зарождение, формирование, развитие (ХVII–ХVIII вв.)

Военный фактор в становлении Российской империи. Создание постоянной регулярной армии; принципы, особенности, основные этапы. Первые уставы и теоретические документы: Устав 1698 г., «Воинские артикулы» и «Строевое положение» (1699–1702 гг.), «Учреждение к бою…», «Правила сражения» (1708 г.) и др.

Военные преобразования Петра I: изменение системы комплектования армии; создание военно-технической базы; совершенствование организационной структуры армии, родов войск и вооружения, создание системы обучения и воспитания войск.

Значение полководческого искусства и военно-теоретического наследия П.А.Румянцева и А.В.Суворова для развития русского военного искусства и военной науки.

Обобщение опыта военно-морского искусства. Разработка способов ведения морских сражений (боя). Вклад Ф.Ф.Ушакова в развитие военной науки.

Переворот в военном деле в конце ХVIII и в начале ХIХ века. Становление и утверждение новых способов и форм вооруженной борьбы и войны в целом. Создание массовых армий.

Формирование и развитие новой экономической базы, новых политических основ и новой идеологии развития военной теории и практики. Воздействие социально-экономических факторов на состояние вооруженных сил и военную мысль.

Подготовка офицерского состава: качество, социальный состав, количество. Создание новых военно-учебных заведений: Главного инженерного и Михайловского артиллерийского училища, Петербургского и Московского училищ «для колонновожатых», Пажеского корпуса и Царскосельского лицея. Центры военно-теоретической мысли. Восстановление Генерального штаба, создание Военного министерства.

Отечественная война 1812 года, ее место и роль в истории России. Влияние опыта войны 1812 года на разработку проблем социальной природы войны и военного искусства. М.И.Кутузов как военный теоретик и полководец.

Разработка новых положений военной науки на основе опыта войны 1812 года. Историческая роль декабристов в развитии военной науки.

Поражение России в Крымской войне (1853–1856 гг.). Его отражение в военной теории на различных уровнях. Создание системы новых уставов и наставлений. Совершенствование тактических взглядов. Разработка специальных отраслей военной науки: основ полевой и долговременной фортификации; теории военного хозяйства и тыла; теории военной администрации и др.

Исследования Н.В.Медема, П.А.Языкова, Д.А.Милютина, Ф.И.Горемыкина, А.И.Астафьева и др. Усиление внимания к проблемам военной реформы.

Опыт русско-турецких войн 1828–1829 гг. и 1877–1878 гг. Его обобщение и использование для разработки теории военного дела, решения практических вопросов строительства вооруженных сил.

Подъем русской военно-теоретической мысли. Определение характера будущей войны. Изучение природы войны и вооруженных сил. Исследование законов вооруженной борьбы. Разработка теории стратегии массовых армий. Разработка теории взаимодействия сухопутных и военно-морских сил. Зарождение элементов теории оперативного искусства.

Вклад в развитие военной науки А.А.Гулевича, В.И.Баскакова, А.Ф.Лючинского, П.Л.Лобко, Г.А.Леера, И.С.Блиоха и др. 

7. Особенности развития отечественной военной науки в ХХ столетии

Влияние социально-политического кризиса в России на развитие военной науки (прежде всего, в связи с поражением России в русско-японской войне 1904–1905 гг.).

Появление в военной науке кризисных явлений накануне и в ходе Первой мировой войны Отставание официальных взглядов на войну и ее ведение от научных разработок отечественных военных теоретиков.

Объективная необходимость, социально-экономические, военно-политические условия и особенности зарождения и формирования советской военной науки. Становление организационных форм новой армии. Влияние Гражданской войны, особенностей военных действий на формирование военной науки.

Начало оформления теории оперативного искусства. Разработка вопросов подготовки и ведения операций в директивах и указаниях РВСР, РВС фронтов и армий. Развитие теории в новых уставах, наставлениях, инструкциях. Характерные черты военно-теоретических взглядов представителей вооруженных формирований белых режимов.

Поиски путей развития военной науки. «Старая» и «молодая» школы. Видные деятели большевистской партии (Ленин, Троцкий, Фрунзе и др.), специалисты «старой» военной школы (Незнамов, Изместьев, Свечин и др.) о содержании и направленности развития военной науки. Использование наследия русской военной школы. Создание новой военной школы.

Вклад военных теоретиков, военачальников в развитие военной мысли (Фрунзе, Триандафиллов, Тухачевский, Свечин, Шапошников, Калиновский, Карбышев, Меженинов, Эйдеман и др.).

Развитие взглядов на характер будущей войны и ее начальный период. Основные проблемы военной науки накануне войны. Обобщение опыта Советско-финляндской и начавшейся Второй мировой войны. Декабрьское (1940 г.) совещание высшего командного состава РККА и военная наука. Изменения во взглядах на способы и формы ведения вооруженной борьбы. Укрепление военно-технической базы армии и флота. Организационная перестройка вооруженных сил, ее влияние на состояние военной мысли.

Особенности развития военной науки в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Ее вклад в достижение победы над фашизмом. Развитие теории военного искусства. Разработка вопросов организации и ведения оборонительных операций с последующим переходом в контрнаступление, теории стратегической наступательной операции, решение проблемы оперативного и стратегического прорыва обороны противника с последующим окружением и уничтожением крупных группировок, совершенствование способов боевого применения и взаимодействия различных видов вооруженных сил и родов войск и др. Разработка новой формы стратегических действий - операции групп фронтов. Развитие теории боевого применения военно-воздушных сил, войск, сил и средств противовоздушной обороны, совершенствование форм взаимодействия сухопутных войск с силами флота. Новое в содержании и развитии принципов военного искусства: выбор направления главного удара, массирование сил и средств, создание ударных группировок, организация и поддержание взаимодействия и др.

Опыт минувшей войны и победы над фашизмом – важнейший источник развития военной науки.

Революция в военном деле, ее источники, сущность и характерные черты. Появление ядерного оружия. Коренные изменения в оружии и военной технике, строительстве вооруженных сил и способах ведения вооруженной борьбы. Основные пути воздействия революции в военном деле на практику и теорию военного дела. Проблема сдерживания потенциального противника.

Теория обучения и воспитания войск о подготовке личного состава к перегрузкам и тяготам ракетно-ядерной войны (психологическая защита человека, инженерная психология и т.д.).

Переосмысление понятия войны в ядерную эпоху - важнейшая методологическая проблема. Значение ее правильного решения для военной науки.

Связь военной теории с практикой. Роль военной науки в выработке военной доктрины, строительстве вооруженных сил, теорий военного искусства, воинского обучения и воспитания, военной экономики. Военно-технические и военно-специальные дисциплины. Военная наука как прогностический фактор в военном деле. 

8. Современное состояние отечественной военной науки и ее перспективы

Кризис отечественной военной науки как определенный этап в ее эволюции. Социально-политические, идеологические и методологические причины кризиса, его характерные черты и признаки.

Условия и предпосылки преодоления кризиса. Необходимость учета уроков истории развития отечественной военной науки. Сохранение ее национального духа. Выработка мировоззренческих позиций и методологических основ, адекватных современным реалиям. Соблюдение принципа преемственности. Необходимость востребованности военной науки политическим и военным руководством страны.

Разработка концепции современной войны, условий и факторов ведения вооруженной борьбы; военной реформы и модернизации вооруженных сил с учетом ведения контртеррористических операций. Современные взгляды на обеспечение военной безопасности России. Современные оценки военных опасностей и угроз.

Разработка современной научной методологии военной науки. Отношение к прежней методологии и выработка новых методов.

Решение вопроса об объекте, предмете военной науки, ее структуре и функциях. Соотношение теоретического и эмпирического уровней. Взаимосвязь и взаимодействие военной науки с военной историей.

Решение проблемы законов военной науки, соотношения законов и принципов; теории и практики.

Основные проблемы развития стратегии, оперативного искусства, тактики, других составных частей военной науки.

Теоретико-методологические подходы к подготовке военных кадров.

Совершенствование военно-научного комплекса и исследование проблем военной науки. 

Рекомендуемая основная литература

1.     История отечественной военной науки. В кн. Стратегические решения и вооруженные силы: новое прочтение. М., 2000. Кн. первая.

2.     Военная наука: теоретический труд. М., 1992.

3.     История войн и военного искусства. М., 1990.

4.     Категории, законы и методы военной науки. М., 1996. 

Дополнительная литература

1.     Бескровный Л.Г. Очерк военной историографии России. – М., 1992.

2.     Бескровный Л.Г. Русское военное искусство в начале ХIХ века. – М., 1980.

3.     Верховский А. Очерк по истории военного искусства в России ХVIII и ХIХ вв. – М., 1922.

4.     Военная наука. – М., 1977.

5.     Вопросы стратегии и оперативного искусства в советских военных трудах, 1917–1940. Сборник. – М., 1965.

6.     Гареев М.А. Фрунзе – военный теоретик. – М., 1985.

7.     Дмитриев А.П. Проблемы методологии военной науки. – М., 1975.

8.     Коротков И.А. История советской военной мысли. – М., 1980.

9.     Крупнов С.И. Диалектика и военная наука. – М., 1963.

10.                              Методологические проблемы военной теории и практики. – М., 1969.

11.                              Методология военно-научного знания. – М., 1977.

12.                              Мещеряков Г.П. Русская военная мысль. – М., 1973.

13.                              Попов М.В. Сущность законов вооруженной борьбы. – М., 1963.

14.                              Русская военно-теоретическая мысль ХIХ – начала ХХ веков. – М., 1960.

15.           Семенов В.К. Закономерности развития военной науки как система теоретического знания. – М., 1990.

16.           Тюшкевич С.А. Отечественная военная наука: страницы истории, проблемы, тенденции. – Краснодар, 2001.


 
Сейчас 139 гостей онлайн